Компания Facebook 22 января признала, что социальные сети в качестве медиа могут оказывать негативное влияние на демократию. Представитель компании Кейти Харбарт, отвечающая за взаимодействие с властными структурами по всему миру, написала в своем блоге, что хотя еще со времен «арабской весны» казалось, что социальные сети помогают демократическим процессам, выборы президента США показали, что все может быть наоборот. Харбарт подтвердила приверженность компании демократическим ценностям, но отметила, что, в Facebook в свое время не сразу смогли адекватно оценить опасность фейковых новостей. Фактически, в компании впервые настолько самокритично оценили собственное влияние на общественное мнение и признали неспособность каким-то кардинальным образом исправить ситуацию.
«Российское вмешательство» в выборы президента США
- В США с конца 2016 года продолжается расследование возможного российского вмешательства в выборы президента. Одной из его частей является политическая реклама в социальных сетях, в первую очередь в фейсбуке, которая предположительно была заказана из России: объявления касались сложных тем, поляризующих американское общество.
- Первоначально в Facebook отрицали, что реклама могла как-то повлиять на кампанию, однако позже соцсети пришлось поменять правила ее размещения.
- В отчете Facebook, представленном в Конгрессе США в октябре 2017 года, говорилось, что посты, заказанные из России, увидела половина имеющих право голоса на выборах американцев. В общей сложности, за полтора года были опубликованы 80 тысяч таких постов.
Безуспешная борьба с фейковыми новостями
- Еще одна тема, ставшая актуальной во время американских выборов – фейковые новости. В декабре 2016 года социальная сеть начала сотрудничество с крупнейшими информагентствами для борьбы с фейками. Их сотрудники помогали соцсети отсортировывать фейковый контент и ставить на него специальные предупреждающие знаки.
- По прошествии нескольких месяцев кампания начала подвергаться критике.
- В декабре 2017 года Facebook отказался от предупреждающих знаков на сомнительных новостях, так как выяснилось, что маркировка привлекала еще больше внимания пользователей к ним.
Изменение выдачи в ленте
- В начале января основатель Facebook Марк Цукерберг объявил, что в ближайшее время алгоритм формирования новостной ленты в фейсбуке изменится. Посты от медиа и брендов будут показываться реже, чем посты от друзей и близких пользователя.
- Сам Цукерберг объяснял такое изменение возвратом к корням, напомнив, что именно общение с друзьями и было «главной вещью, для которой был создан Facebook».
- Это решение было негативно воспринято инвесторами: акции Facebook подешевели почти на 5% за несколько часов, а сам Цукерберг потерял $3,3 млрд. В СМИ, по которым изменение политики компании ударит больше всего, уже начали говорить о «закате эпохи социальных сетей».
Итого
Любая технологическая компания, работающая с контентом, рано или поздно сталкивается с проблемой: как сохранить нейтралитет? Самый простой подход – позволить управлять контентом пользователям: пусть они «подписываются» на посты друзей, СМИ, брендов и видят их в хронологическом порядке.
К сожалению, этот подход не позволяет выжать максимум рекламной выручки – того, что могут сделать алгоритмы Facebook, точно знающие, какие сообщения вам понравятся и что заставит вас провести больше времени с приложением. Капитализация Facebook превышает заоблачные $520 млрд именно потому, что социальная сеть умело распоряжается вниманием своих пользователей и знает о них ровно то, что нужно рекламодателям.
Признание влияния на демократические процессы – большой шаг для компании, чей основатель Марк Цукерберг еще не так давно говорил, что утверждать о воздействии социальной сети на выборы 2016 года – «безумие». Наступивший год Цукерберг обещал потратить на то, чтобы «починить» Facebook. Изменение выдачи новостей в ленте пользователей – лишь первый шаг. Решить вопрос о нейтралитете будет не так-то просто.