Владимир Путин и епископ егорьевский Тихон (Шевкунов) в Сретенском монастыре. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Владимир Путин и епископ егорьевский Тихон (Шевкунов) в Сретенском монастыре. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Десять лет назад, 30 января 2008 года, малоизвестный тогда во внецерковных кругах архимандрит Тихон (Шевкунов) поразил зрителей телеканала «Россия» фильмом «Гибель империи. Византийский урок». За прошедшие с тех пор годы архимандрит успел стать епископом. Ныне он широко известен по всей России, и идеи его воплощаются если не в жизни, то в популярных историко-просветительских проектах. А в самое последнее время стали даже поговаривать, что энергичный Тихон – это наш будущий патриарх.

Автор фильма выбрал, казалось бы, оптимальную идеологическую линию, ведущую к успеху. Гибель Византии определялась, согласно епископу Тихону, четырьмя основными причинами. Во-первых, кознями Запада – основного внешнего врага империи. Во-вторых, кознями внутренних врагов – корыстных олигархов. В-третьих, слабой властью, попавшей под олигархическое влияние. И в-четвертых (самое главное) – тем, что народ, поддавшись соблазнам, идущим с Запада, стал отступать от единственно правильной православной веры.

Фильм вышел на экраны через год после знаменитой мюнхенской речи Владимира Путина, ознаменовавшей резкий разрыв России с Западом, и пришелся как нельзя кстати. За прошедшие годы наша страна превратилась в «осажденную крепость», народ проникся мыслью, что нам постоянно грозят враги, и, наконец, значительная часть общества воодушевилась присоединением Крыма, который, по словам Путина, является для нас сакральным местом. В общем, мы и Западу в Крыму отпор дали, и сами в православной вере укрепились.

Десять лет назад фильм вроде бы обосновывал путинский политический курс. Но если пересмотреть «Гибель империи» сегодня (приняв во внимание все факты новейшей истории России), то успешность ее автора можно поставить под сомнение. Епископ, познавший византийские проблемы, явно попал впросак с проблемами современности. Несмотря на всю мощную антизападническую риторику Кремля, путинская Россия в сущностных вопросах явно пошла по пути, осужденному в фильме. И теперь гневные речи епископа Тихона, по сути дела, уже обращены не столько на Запад и олигархов, сколько на слабых правителей нашей страны, допустивших почти все ошибки, о которых их предупреждали десять лет назад.