Николай Сторонский.  Фото: Eric Piermont  / AFP

Николай Сторонский. Фото: Eric Piermont / AFP

В 2015 году выпускник МФТИ Николай Сторонский, работавший трейдером в Credit Suisse, и Владислав Яценко, занимавшийся разработкой в Deutsche Bank, запустили в Лондоне финансовый стартап Revolut. Их дебетовая карта позволяла заводить счета в нескольких валютах, и пользователь мог переводить, конвертировать деньги и расплачиваться во время путешествий без комиссии, управляя всем в приложении. К 2018 году Revolut работает уже со 130 валютами (в том числе с тремя криптовалютами), сервисом пользуются больше миллиона человек (в основном в Великобритании). В общей сложности стартап привлек $83 млн инвестиций, в том числе $5 млн от собственных клиентов в рамках краудфандинговой кампании. Republic поговорил с Николаем Сторонским, который планирует начать выдавать карты Revolut в России в конце 2018 года, о его продукте и о том, какими будут личные финансы будущего.

UPD: В 2022 году бизнесмен отказался от российского гражданства.

Почему Лондон

В России практически невозможно создать международную компанию, там все очень локально. Конечно, есть исключения. Но в целом русский бизнес сложно масштабировать на весь мир. А идея была — создать сразу именно международную компанию.

В Великобритании благоприятная среда с точки зрения законов и регулирования — бизнес создать можно очень легко. И доступ к фондированию лучше, чем в России. Это большой рынок — сразу из Лондона можно делать финансовый продукт на всю Европу, а это 350 млн человек с хорошим средним годовым доходом. Россия не только меньше, но и доход там, наверное, в два раза меньше. Ну и жил я в тот момент в Лондоне.

О разработчиках

Где-то через год после запуска мы открыли офис в Москве, потому что в Лондоне не могли быстро нанять много хороших разработчиков. Просто рынок тут очень тонкий в этом плане и качество разработчиков хуже. В России они, может быть, на 20–25% дешевле, но это не главное. Техническое образование в Великобритании очень слабое, да и вообще нет привычки работать много. Как-то расслабленно все — с десяти до шести. Хорошие программисты, которые тут есть, это в основном экспаты с хорошим техническим образованием, которое получили дома. И в Москве есть то же самое: люди, которые приезжают туда из провинции, как правило, гораздо более толковые и гораздо больше работают.

В Москве с разработчиками сразу очень хорошо пошло, поэтому мы открыли офис еще и в Питере. Сейчас мы вообще активно нанимаем разработчиков из России, Белоруссии, с Украины. Ребята могут выбрать, где работать, — в России, в Лондоне или в нашем офисе в Польше.

О продукте

Изначально был простой продукт — карта, с помощью которой можно платить в любой стране, меняя валюту по межбанковскому курсу. Можно отправить деньги международным переводом бесплатно по межбанковскому курсу. В мире до сих пор это никто не предлагает, и поэтому у нас был такой большой рост.

Фото: www.revolut.com/ru

При этом, в отличие от «Рокетбанка» у вас, мы не надстройка. Мы не договаривались с банками, мы полноправный участник системы — получаем все лицензии и отстраиваем свою инфраструктуру. Мы, по сути, выступаем как маркетмейкер и даем межбанковскую цену. Как это работает: у нас есть различные балансы в различных валютах, есть риск-системы, которые постоянно моментально считают риск; если этот риск превышает некоторые значения, мы автоматически хеджируемся либо с банками, либо с брокерами.