В Санкт-Петербурге в кратчайшие сроки собираются построить новый музей блокады. Этого события город ждал много десятилетий, но сейчас, когда оно вот-вот произойдет, ощущения, что памяти одной из величайших катастроф прошлого века отдают должное, нет.
Музеи трагических событий отличаются от любых других, поскольку они несут на себе нагрузку оценки случившегося. Не с примитивных позиций «хорошо» или «плохо» – любые намеки на оправданность сотен тысяч и миллионов жертв хоть и встречаются, все же всегда звучат маргинально. Дело в интонации, которая показывает, насколько общество смогло осмыслить пережитый ужас, научиться говорить о нем, не скрываясь за штампами. Несмотря на то что мемориальные музеи рассказывают о прошлом, на самом деле они не меньше рассказывают о людях, их создающих. «Эстетика – мать этики», – сказал в нобелевской лекции Иосиф Бродский. Способность или неспособность запечатлеть событие в архитектурном, например, образе красноречивее любых громких заявлений.