Наконец и Владимир Путин поучаствовал в предвыборных дебатах. Представление предвыборной программы в формате послания Федеральному собранию можно признать удачным маркетинговым ходом, хотя и не до конца безупречным с точки зрения избирательного права. Рассматривать его как индикатор каких бы то ни было реальных политических процессов, оценивать «сбалансированность» или «содержательность» совершенно бессмысленно. Это чистой воды политическая реклама, и, как в любой другой рекламе, самое главное в ней – фишка. Шесть лет назад такой фишкой были одиннадцать социальных указов Путина. Сегодня ею стали семь военных приказов Путина: именно столько новейших систем вооружения «рассекретил» в своей речи верховный главнокомандующий.
Триста долларов за баррель
Как говорил персонаж знаменитой сатирической комедии «Хвост виляет собакой», главный герой не может умереть в начале фильма, иначе зрителю нечего будет смотреть два часа. По законам рекламного жанра фишка не могла появиться в начале послания. Публику надо было подготовить. Социальные программы, которые шесть лет назад были хитом сезона, на этот раз выступили в роли вокально-инструментального ансамбля «на разогреве» перед выступлением хард-рок-группы. Уже одно это многое говорит о том, как изменились времена и нравы в России.