Один из самых опасных мифов, которые государственная пропаганда сумела внушить аудитории как внутри страны, так и за ее пределами, состоит в том, что у России «особые ценности». В более радикальном варианте он гласит: «У России есть Ценности, не то что у Запада».
Действенность этого мифа сложно преувеличить. С одной стороны, европейские политики все чаще говорят о том, что с Россией нужно вести диалог об общих ценностях. Диалог этот, однако, всякий раз проходит по одному и тому же тупиковому сценарию: «Какие у вас ценности?» – «Не такие, как у вас». – «А какие?» – «Особые». С другой стороны, для россиян «ценности» встают в один ряд с «ментальностью» и другими бессмысленными словами, которые подходят, когда нужно объяснить себе, почему что-либо делать бесполезно и все равно ничего не получится.
«Ценности» появились в российской политической риторике относительно недавно. Ни для ельцинского, ни для раннего путинского периода это слово не было характерно – тогда куда больше говорили о «развитии», «демократии» и «свободе».