В пятницу был задержан и в субботу арестован на два месяца Зиявудин Магомедов, совладелец группы «Сумма», миллиардер из российского списка Forbes (63-е место). Вместе с ним арестованы его брат Магомед Магомедов (бывший сенатор, партнер по бизнесу) и гендиректор ООО «Интэк»(структура «Суммы») Артур Максидов. Магомедовы обвиняются в мошенничестве, хищении в особо крупном размере и организации преступного сообщества. В деле семь эпизодов.
Арест владельца крупного бизнеса не то чтобы совсем сенсация в России (Михаил Ходорковский, Владимир Евтушенков и Дмитрий Каменщик подтвердят), но каждый такой случай много говорит о состоянии политической системы. В ситуации вокруг ареста Магомедова можно отметить такие важные сюжеты, которых тоже набирается семь.
1. Братья Магомедовы считались бизнесменами, очень «агрессивно» ведущими свои дела. Людей, у которых на них есть зуб, должно быть много. Семь эпизодов, предъявленные следствием, говорят о том, что с правовой точки зрения им можно много чего предъявить. Возраст обвинений (первые касаются 2010 года) говорит о том, что до последнего времени компромат считался недостаточным, для того чтобы предъявлять братьям правовые претензии со стороны государства. Это такая двусмысленная вещь, характерная для российского политического устройства: обвиняемый в коррупции, хищениях и даже создании ОПГ оказывается вполне лояльным человеком, до ареста всячески обласканным, награжденным и получившим множественные преференции от власти на самом высоком уровне.
То есть, грубо говоря, до поры до времени власть устраивает, как бизнесмен или, допустим, губернатор ведет дела, как он «делится», как учитывает «социальную и политическую ответственность». Потом наступает некий момент, когда все это перестает иметь значение. Но вряд ли стоит говорить о том, что дело одного дисциплинирующе действует на других. Скорее, как в детской игре «лишний стул», оставшиеся просто рады, что они все еще не выбыли.