Дом в Московской области. Фото: Кирилл Чаплинский / ТАСС

Дом в Московской области. Фото: Кирилл Чаплинский / ТАСС

Влиятельный американский аналитический центр Stratfor в прошлом году опубликовал статью про эмиграцию из России, на которую, естественно, обратили внимание российские СМИ. Прогнозы центра о том, что страну ожидает крупнейшая за последние 20 лет утечка мозгов (the largest brain drain), многие тогда интерпретировали как предвестие массовой «волны эмиграции» или «самого большого оттока населения», не делая тут особых различий. И тем не менее разница была. Готовность к переезду все больше отличала самую активную, образованную и состоятельную прослойку российского общества – статистически не столь заметную, зато стратегически крайне важную для развития страны.

«Сегодняшние эмигранты – это не малообразованные русские, покинувшие СССР, и не политическая интеллигенция, эмигрирующая с 2012 года, – писал Stratfor. – Нынешняя волна – это в основном врачи, преподаватели, инженеры, ученые, предприниматели. Потеря высококвалифицированных кадров будет тормозить российскую экономику, ее образование, здравоохранение, науку и бизнес долгие годы. Инновационные компании и проекты в значительной степени уйдут за пределы России, а частное предпринимательство в стране существенно сократится. Россия и так уже сильно отстает от мира по расходам на исследования и разработки, но потеря людей, стоящих за такими усилиями, усугубит тенденцию».

При всем уважении к Stratfor, его эксперты известны тем, что порой сильно сгущают краски в оценках и прогнозах. Но насколько далекими от истины их выводы выглядят сейчас, на фоне происходящего в стране?