Рембрандт. Моисей, разбивающий Скрижали Завета

Рембрандт. Моисей, разбивающий Скрижали Завета

Влиятельный, но все же нишевый («о культуре») сайт «Кольта» проводит выборы морального авторитета; на протяжении многих лет тот же сайт проводил аналогичное голосование о «публичных интеллектуалах», но теперь, как объясняет редакция, чистая интеллектуальность выходит из моды, потому что общество переживает «этический бум». Теперь главное – не кто самый умный, а кто самый порядочный, или, так точнее, кто наименьшая сволочь. Выбирать наименьшую сволочь, конечно, интереснее, чем самого умного. Опрос «Кольты» сам собой делается важным общественно-политическим событием вне зависимости от количества и от качества голосующих.

Кажется, потребность в выборе моральных авторитетов, которой не было еще вчера, теперь действительно назрела. Если политическая система выстраивается так, что безальтернативность делается ее определяющим свойством, поиски политической альтернативы сами собой перемещаются в пространство этики или культуры. Обострение общественных отношений в сочетании с деградацией публичной политики – это политический кризис, разрешение которого возможно уже не в результате «честных выборов», которых одно время было модно добиваться, а на ценностном уровне, когда в пространстве официальных ценностей остаются только люди, напрямую связанные с безальтернативной властью, а те, кто не связан, живут по своим правилам, не зависящим от текущих политических установок.

К середине десятых, по мере исчерпания привычных политических способов противостояния власти, Россия объективно достигла того состояния, в котором на смену доказавшим свою бессмысленность «политическим» Зюгановым, Жириновским и Явлинским (а может, даже и Навальным) должны приходить «этические» Гавелы, Манделы и Солженицыны, но тот даже максимально широкий круг, из которого такие «не вполне политические» лидеры могли бы произойти, так или иначе поражен всеми болезнями, свойственными обществу и его элитам. Если считать моральной чистотой возможность отчитаться за каждое слово, каждый шаг и, что важно в наших условиях, каждую копейку, то этой возможности лишены сегодня примерно все.