Протесты в Ереване. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Протесты в Ереване. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

В понедельник днем, после продолжительных массовых протестов, премьер-министр Армении Серж Саргсян объявил об отставке. Он даже публично признал, что был не прав. Парламент назначил Саргсяна премьером 17 апреля; ранее в стране прошла конституционная реформа, превратившая политическую систему из президентской в парламентскую и давшая бывшему президенту Саргсяну возможность становиться премьером без ограничения сроков. Саргсян публично обещал в премьеры не ходить – и нарушил обещание. Ответом ему был многодневный массовый протест по всей стране, который впервые добился успеха на таком уровне. Почему – рассказывает директор армянского Института гражданского общества Артак Киракосян.

Что такое хорошо и что такое плохо

«Если у нас все так хорошо, то почему все так плохо?» – спрашивал оппозиционный депутат Эдмон Марукян на заседании парламента Армении, когда избирали премьер-министра. В самом деле, властям есть чем похвастаться: в 2017 году наконец появился ощутимый рост ВВП (более 7%), в соответствии с новой Конституцией идут реформы всей структуры государственной власти, судебная власть становится намного независимее, новые законы проходят международную экспертизу и получают поддержку Европейского Союза (в том числе финансовую), приняты антикоррупционные законы и планы по развитию экономики. Наконец, самое важное – властям Армении удалось подписать договор с Европейским Союзом, не входя при этом в конфронтацию с Россией. Фантастика! Чего еще требовать от властей маленькой страны, находящейся в состоянии войны с Азербайджаном, при блокаде со стороны Турции и с таким проблематичным соседом, как Иран.

Так что же все-таки плохо? Плохо то, что все правление бывшего президента Сержа Саргсяна носило ситуативный характер, не было ни разу переставлено видение будущего страны, которое если бы даже не воодушевляло людей, то хотя бы вселяло надежду, что страна движется в каком-либо направлении. Чувство стагнации и застоя – вот основное восприятие ситуации в Армении, заставляющее десятки и даже сотни тысяч людей покидать страну. Да, есть определенная свобода выражения. Да, ты можешь поднимать вопросы. Да, пресса донесет это до власти. И скорее всего власти даже примут что проблема существует. Но решений – нет. «Созданная в стране система – это фейк! – эмоционально говорил Марукян кандидату в премьер-министры Сержу Саргсяну, – на любых уровнях поднимаются проблемы, с тобой разговаривают, соглашаются, а в конце указывают на ваш портрет и говорят: что я могу сделать? он решает».