Во время прямой трансляции телепрограммы "Прямая линия" с президентом Владимиром Путиным". Фото: Дмитрий Рогулин / ИТАР-ТАСС

Во время прямой трансляции телепрограммы "Прямая линия" с президентом Владимиром Путиным". Фото: Дмитрий Рогулин / ИТАР-ТАСС

Президент пока не разбушевался, но уже разговорился. Владимир Путин перед беседой с собственными гражданами оттачивал риторические навыки на иностранцах. За неделю – два интервью: австрийцу Армину Вольфу (телерадиокомпания ORF) и генеральному директору Государственной медиакорпорации Китая Шэнь Хайсюну. Две беседы почти подряд, но совершенно разных, чтобы не сказать – два разных Путина, и один отличный повод, чтобы понять, как власть (вся российская власть, не только ее живое воплощение) представляет себе и правильный диалог, и пределы допустимого для собеседника.

Тут сразу много всего интересного. Если уж государь дает интервью дома, то выбирает в собеседники человека восторженного, вроде Владимира Соловьева, и с удовольствием отвечает на комфортные вопросы. «Как вышло, что вы такой мудрый?» «Почему же России с вами так повезло, разве мы заслужили?» «Вы уже с детства понимали, что ваше призвание – спасти отечество?» Вождь демонстрирует похвальную стеснительность, опуская глаза, и скромно посмеивается, откровенно нежась в волнах верноподданнической любви.

Дзюдо и бокс

С иностранцами так может и не получиться (в случае с Вольфом как раз не получилось). К тому же, взгляд иностранца – это всегда взгляд со стороны, это шанс, что будет задан вопрос, с точки зрения живущего в России человека, возможно, слишком наивный, но позволяющий по-новому увидеть наши собственные проблемы.

Армин Вольф бил наотмашь, не стесняясь, задавал те же вопросы, которые лет вот уже пять задает собственному президенту российская оппозиционная пресса. Вернее, не так: те вопросы, которые пытается задать собственному президенту российская оппозиционная пресса. Дома мы говорим с пустотой, без шанса получить ответ. В гостях пустота сгущается и начинает разговаривать.

Вольф ловил Путина на лжи (мы тоже помним, как менялись показания Путина по вопросу пребывания «зеленых человечков» в Крыму, например, но что нам от нашей памятливости?), перебивал без страха и почтения, пытаясь не дать уйти от ответа, а иногда демонстрировал ту самую наивность, о которой сказано выше: «Вы действительно ищете внешнеполитические вызовы, чтобы оправдать тем самым внутренние проблемы?»