Сегодня, 19 июня Владимир Путин прилетает с официальным визитом в Минск – провести переговоры с Александром Лукашенко и принять участие в заседании Высшего государственного совета Союзного государства. В принципе, тот факт, что встреча с формально главным союзником состоится только через три месяца после переизбрания Путина президентом, уже многое говорит об уровне отношений между двумя странами. Как разошлись интересы самых близких союзников?
Экспертная дипломатия
В прошлом месяце Александр Лукашенко впервые выступил на форуме, организованном белорусской неправительственной организацией – экспертной инициативой «Минский диалог». Он открывал пленарную сессию конференции «Восточная Европа: в поисках безопасности для всех», и его тезисы сводились к тому, что в мире кризис безопасности, а Беларусь – площадка для диалога. Белорусские власти с недоверием относятся к инициативам гражданского общества, поэтому такое сотрудничество – беспрецедентный шаг, демонстрирующий, насколько Лукашенко заинтересован в продвижении проекта «Хельсинки 2.0» и укреплении имиджа Минска как нейтральной переговорной площадки.
Новые дипломатические амбиции Белоруссии всецело связаны с последствиями Крыма и Донбасса. Минск дважды становился главной площадкой для переговоров по Украине. Сначала в сентябре 2014 года трехсторонней контактной группой (ОБСЕ, Украина, Россия) были подписаны «Минские протоколы», а в феврале 2015 года нормандская четверка (президенты Германии, Франции, России и Украины) подписали «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». С тех пор белорусский МИД и близкие к нему эксперты самыми разными способами продвигают Минск как «восточноевропейскую Швейцарию» – диалоговую площадку с нейтральным статусом, где можно обсуждать вопросы мировой безопасности.