Кирилл Серебренников. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Кирилл Серебренников. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Фильм «Театральное дело» о Кирилле Серебренникове и споры о Константине Богомолове, ставшем доверенным лицом Сергея Собянина, рифмуются, наверное, слишком в лоб – перед нами даже не две модели отношений между художником и властью, а скорее одна и та же модель, демонстрирующая два своих фирменных риска. Взаимодействие с властью приводит модного прогрессивного художника либо под арест, либо в открытые лоялисты, и даже с поправкой на несравнимость ситуаций (слишком несправедливо сравнивать арест, пусть и домашний, с превращением в доверенное лицо) жесткая промежуточная развязка имеет одну и ту же природу – и арестом, и лояльностью художники платят за одно и то же, за, как деликатно назвал это главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов, «кооперацию с властями в деле просвещения страны». Не было бы этой кооперации – не было бы ни дела «Седьмой студии», ни коллизии с московскими выборами.

Послание для Путина

Фильм Катерины Гордеевой и Романа Супера о Серебренникове выглядит как экстремальная форма той же кооперации – система аргументов в защиту арестованного режиссера здесь такова, что трудно отделаться от ощущения подглядывания; о Серебренникове и его деле рассказывают не нам – мы просто по какому-то недоразумению видим, как проситель пришел в высокий кабинет и, раскрыв ноутбук, показывает его хозяину часовую презентацию с картинками, призванную на языке, понятном именно власти, объяснить, что Серебренников должен быть свободен, а дело закрыто.