Перед началом учебного года премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил улучшить качество российского общего образования до уровня десятка стран-лидеров за шесть лет. Для этого предстоит создать «единое пространство для непрерывного образования». Тезис о «едином пространстве» любит употреблять нынешний министр просвещения (ранее министр образования и науки) Ольга Васильева – год назад Минобрнауки решило сделать российскую школьную систему более централизованной (в частности, отнять школы у муниципалитетов), и тогда это подавалось под флагом «единого образовательного пространства», включающего в том числе унификацию учебных материалов. Год спустя речь идет о том же. Создание единого образовательного пространства в российских условиях выглядит гораздо более сложной задачей, чем централизация – но именно централизация помешает выполнить поручение премьера.
В централизованной школьной системе на региональном или даже федеральном уровне принимаются решения не только о финансировании, но и о программе, базовых методах обучения и многих других функциональных деталях. Необходимость преобразований в такой системе сначала должна быть воспринята на самом верху, затем разработан план реформ и доведен до исполнителей в образовательных учреждениях. Горизонтальные механизмы распространения инноваций, например, через профессиональные ассоциации и конференции учителей, в централизованной системе работают намного хуже или не работают вообще. Однако проблема не только в плохой коммуникации.