Участники шествия «Русский марш» в Новосибирске. Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Участники шествия «Русский марш» в Новосибирске. Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Сайт «Спутник и Погром» объявил о своем закрытии. Его основатель Егор Просвирнин обещает возродиться в каком-нибудь новом виде, но шестилетняя история по-настоящему легендарного идеологического медиа в любом случае закончилась, и 40 тысяч знаков прощального манифеста можно пересказать двумя словами: «мы проиграли».

У легендарности «СиПа» есть как минимум два формальных признака – билборд «300 стрелковцев» (одна из тех самых «смешных картинок», за которую сайт однажды похвалил Алексей Навальный), провисевший на въезде в Славянск несколько месяцев в 2014 году, пока город не заняли украинские войска, и именной бронетранспортер, купленный на деньги, собранные читателями сайта для ополченцев Донбасса. Когда в 2017 году Роскомнадзор издевательски заблокирует «СиП» за цитирование запрещенного в России «Правого сектора», многочисленные нелюбители сайта будут ожидаемо злорадствовать – воевали за «русский мир» и в итоге от него же и получили. «Родина всегда тебя бросит, сынок».

Но родина их, конечно, не бросала – чтобы бросить, она сначала должна была куда-нибудь позвать, а тут этого не было. Тут скорее уместна другая формула, которую вспоминал когда-то Владимир Путин, рассказывая о первой попытке своего трудоустройства в КГБ – «инициативников не берем». Российское государство действительно хуже всего относится к тем людям, которые сами, по собственной инициативе, пришли ему помогать, и сейчас кажется, что судьба «Спутника и Погрома» была предрешена именно тогда, на старте «русской весны», когда самодеятельный сайт, производимый группой добровольцев-единомышленников, явочным порядком занял свое место в ряду окологосударственных хедлайнеров украинской войны – где-то между «Лайфньюсом» и «Комсомольской правдой». Они вместе воспевали Игоря Стрелкова и его бойцов, они вместе подмигивали читателям по поводу таинственного «военторга», обеспечивающего самопровозглашенные республики вооружением, они вместе проклинали «правосеков» и Украину как таковую, но если в остальном окологосударственные СМИ продолжали свое окологосударственное дело – хвалили Путина, ругали Навального, то «Спутник и Погром», пусть и снизив риторический накал, оставался оппозиционным сайтом, критически пишущем и о Путине, и о Российской Федерации вообще. Идеологической платформой «СиПа» с самого начала было проектирование нового русского национального государства вместо того, которое есть сейчас, и, поддерживая Новороссию (это слово лучше ложилось на голос «СиПа», чем советизированные аббревиатуры ДНР и ЛНР), идеологи «Спутника и Погрома» видели в ней прообраз этого будущего государства. Ну или хотели видеть, потому что народные республики Донбасса даже в самые романтические периоды своей истории были похожи на что угодно, но не на «республику свободных людей с оружием», о которой писали авторы «СиПа».