Железнодорожный мост Нижнеленинское — Тунцзян через Амур. Фото: Ma Zhiyao / Xinhua / ZUMA Wire / TASS

Железнодорожный мост Нижнеленинское — Тунцзян через Амур. Фото: Ma Zhiyao / Xinhua / ZUMA Wire / TASS

Внушительный 2215-метровый мост через Амур обещал стать выразительной метафорой крепнущего российско-китайского партнерства. И он действительно ею стал, но не совсем так, как рассчитывали в России.

Начатое в 2014 году строительство сооружения на 85% (семнадцать опор) на днях завершено китайцами. Причем на неделю раньше срока: «Превосходная технология строительства и бодрый дух китайских строителей мостов были высоко оценены российскими коллегами», – сообщает китайское информагентство «Синьхуа».

Увы, россияне не готовы ответить на это взаимностью. Оставшийся 15%-й участок (три опоры), который по договору взяла на себя Россия, по-прежнему не закончен. По официальной версии, возникли технические проблемы с одной из опор, вследствие чего срок сдачи российской очереди объекта, первоначально намеченный на середину минувшего лета, перенесен на ближайший декабрь. При этом проблемы российских мостостроителей нельзя назвать исключительно техническими. Рабочим «СК Мост» (ранее принадлежавшей другу российского президента Геннадию Тимченко, а впоследствии выкупленной у него бизнесменом Русланом Байсаровым) несколько месяцев подряд задерживали зарплату. Весной они даже устроили забастовку, а Александру Левинталю, губернатору Еврейской автономной области, на территории которой ведутся работы, пришлось обращаться в прокуратуру.

Сам по себе этот частный эпизод российской действительности едва ли кого-то удивит по обе стороны Амура. В то же время подобная неэффективность, ведущая в итоге к нарушению политических договоренностей, приближает нас к пониманию, почему все больше китайских инициатив в РФ, о которых с помпой заявляют власти, воплощаются не в контрактах с четкими обязательствами сторон, а в предельно расплывчатых меморандумах.