Митинг против изменений в пенсионном законодательстве РФ в Тамбове. Фото: Zuma / ТАСС

Митинг против изменений в пенсионном законодательстве РФ в Тамбове. Фото: Zuma / ТАСС

АВТОР НА СВЯЗИ. Сегодня с 16:00 до 17:30 (мск) Иван Давыдов сможет ответить на комментарии подписчиков и будет рад обсудить с вами тему статьи в режиме онлайн.

Так бывает – крамольно, разоблачительно начинают звучать не отчеты об электоральных предпочтениях, где реальная власть какие-нибудь проценты проиграла фиктивной оппозиции, не данные очередного мониторинга протестной активности, а выводы, касающиеся вещей нейтральных, почти отвлеченных.

«Левада-центр» опубликовал исследование о том, за что россияне чувствуют себя ответственными и в каких сферах ощущают собственное влияние. Так вот – важней всего погода в доме. 72% респондентов готовы «в полной мере» отвечать за происходящее в их собственной семье, в «значительной мере» – еще 20%. «В полной» и «в значительной мере» за происходящее на работе отвечают 25 и 24% соответственно, то есть в сумме – почти половина опрошенных. Примерно такие же цифры по «происходящему в доме или во дворе», а вот с вопросом о городе и стране все совсем по-другому. «В какой мере вы чувствуете ответственность за то, что происходит в вашем городе?» – 15% «в полной», 17% «в значительной». То же про страну – 13 и 15%.

И это не демонстрация безответственности, а здравая оценка собственных возможностей. Способными повлиять на происходящее в семье себя считают 86% россиян (61% «в полной мере», 25% «в значительной мере»). А вот сверхчеловеков, уверенных, что они могут повлиять на происходящее в стране – всего 10% (4% «в полной мере» и 6% «в значительной мере»). 62% на вопрос «в какой мере вы можете повлиять на происходящее в стране» отвечают с предельной честностью – «совершенно не могу».

Кстати, показатели на удивление стабильны – россияне с 2006 года не верят, что могут всерьез на что-то влиять за пределами максимум собственного двора. Слово «стабильность» многие годы было девизом правящей династии из одного правителя, и это вот – тоже стабильность.