АВТОР НА СВЯЗИ. Сегодня с 16:00 до 17:30 (мск) Иван Давыдов сможет ответить на комментарии подписчиков и будет рад обсудить с вами тему статьи в режиме онлайн.
Так бывает – крамольно, разоблачительно начинают звучать не отчеты об электоральных предпочтениях, где реальная власть какие-нибудь проценты проиграла фиктивной оппозиции, не данные очередного мониторинга протестной активности, а выводы, касающиеся вещей нейтральных, почти отвлеченных.
«Левада-центр» опубликовал исследование о том, за что россияне чувствуют себя ответственными и в каких сферах ощущают собственное влияние. Так вот – важней всего погода в доме. 72% респондентов готовы «в полной мере» отвечать за происходящее в их собственной семье, в «значительной мере» – еще 20%. «В полной» и «в значительной мере» за происходящее на работе отвечают 25 и 24% соответственно, то есть в сумме – почти половина опрошенных. Примерно такие же цифры по «происходящему в доме или во дворе», а вот с вопросом о городе и стране все совсем по-другому. «В какой мере вы чувствуете ответственность за то, что происходит в вашем городе?» – 15% «в полной», 17% «в значительной». То же про страну – 13 и 15%.
И это не демонстрация безответственности, а здравая оценка собственных возможностей. Способными повлиять на происходящее в семье себя считают 86% россиян (61% «в полной мере», 25% «в значительной мере»). А вот сверхчеловеков, уверенных, что они могут повлиять на происходящее в стране – всего 10% (4% «в полной мере» и 6% «в значительной мере»). 62% на вопрос «в какой мере вы можете повлиять на происходящее в стране» отвечают с предельной честностью – «совершенно не могу».
Кстати, показатели на удивление стабильны – россияне с 2006 года не верят, что могут всерьез на что-то влиять за пределами максимум собственного двора. Слово «стабильность» многие годы было девизом правящей династии из одного правителя, и это вот – тоже стабильность.
Анонимное-то да, но каждый проголосовавший знает за кого голосовал, но не ощущает меру своей ответственности...
По подписке статьи Republic вчера не открылись, а название статьи и имя автора заставили меня поискать текст в интернете. Нашел, вбив фразу "россияне – это нация людей, которые ни на что не влияют."
Институт безответственности - это особенность страны. Еще СССР с его коллективной собственностью и государственным планированием зародил во мне ощущение тупика, который проистекает из "коллективной безответственности". За этим термином я для себя сформулировал образ страны, где никто ни на что влиять не может, включая и дорогого Леонида Ильича. Занимался практической экономикой и учился в аспирантуре, но кроме Маркса тогда никаких экономистов не знал. Маркс писал о "товарном фетишизме" при капитализме. К системе, которая была у нас, применил термин "плановый фетишизм". Позже оказалось , что я был не одинок. С экономической теорией всерьез стал знакомиться лишь в конце 80-х. Был конформистом и идеалистом одновременно, поскольку понимал, что карьеру можно делать только при членстве в КПСС. Но находясь внутри партии, был сторонником ее обновления, была даже такая демократическая платформа. Полагал, что, если бы КПСС тогда разделилась на две партии, условно "реформаторскую" и "ортодоксальную", получили бы двухпартийную систему, как в США.
После развала СССР был сторонником Е.Т. Гайдара, но больше ни в какие партии не вступал. Дожил до седин, но пытаюсь активничать. Когда решили обирать народ взносами на капремонт, нашел в законе возможность собирать деньги на собственном счете дома и зарегистрировал потребительский кооператив, который и возглавляю несколько лет, работая на общественных началах, скоро на счете дома будет 1 млн. рублей на капремонт, но понял, что это было напрасным трудом. Окончательно убедился в безнадежности гражданской активности. "За всё хорошее - смерть" (Была такая повесть Максуда Ибрагибекова). То есть, никакая инициатива, направленная на общее благо, не должна остаться безнаказанной. Вся система власти в России работает на уничтожение любой самоорганизации людей, превращая их сообщества в некие стада, в которое назначается пастух.
Как еще Пушкин писал:
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Неофеодализм Путина, созданный на базе советской номенклатуры, породил знать, которая и правит страной в своих корыстных интересах, порождая везде монополизм. Народ это начинает осознавать, даже зомбоящик не помогает, отсюда и рост репрессий. Безгласные, беспомощные и безответственные люди - опора режима.
Хорошая статья. Не одним плодовитым Кашиным наполнен republic :)
А проблема, да, имеет место. По идее, отвечать за страну лично нигде не требуется. На то есть представительные органы власти. Но, судя по тому, что ещё ни разу за последние 15 лет мой личный выбор на выборах не совпал с мнением большинства... я к большинству не отношусь. А вот те, кто относится, вероятно, и отвечают за происходящее. Но да, не лично, голосование-то анонимное :)
Если вся психология построена на ожидании "все это не мое, а даже то, что вроде-бы как и мое, может стать немоим в любой момент" - это не такое уж иррациональное ожидание. И исторически, и даже на сегодняшний момент. Вариация вопроса на тему почему люди не хотят вкладываться в проекты со средней или длительной окупаемостью. Мой знакомый фермер уже пять лет как свернул всяких коров-свиней и перешел чисто на птицу. По единственной причине - более быстрый оборот, в том числе и при форс-мажоре т.е. если что - "не все успеют отнять".... Так что не просто "разруха", а достаточно рациональное поведение, к сожалению.
Много езжу по миру, и в богатые страны и в бедные, и в нищие, но такой маленькой «своей территории», как в России не встречал нигде. В богатых странах чаще всего вообще не проводится видимой границы частного и общественного, в бедных огораживают свой район или свой квартал. И только в России везде двойные железные двери на квартире. Даже подъезд уже вражеская территория. Какая уж тут ответственность за целую страну. В подъездах разруха, во дворах разруха, в головах разруха, и откуда начинать что-то менять совершенно непонятно.
Спасибо за Ваши статьи
Немного в сторону, но интересный факт. Фактической ликцидации крепостной зависимости уже к 1400 г. в Англии "способствовала" пандемия чумы 14-го века. Она привела к такому сокращению трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, что вылилось не только в рост доходов крестьян, но и в невозможность сохранить крепостные взаимоотношения, даже насильно. Уже к началу 15-го века serfdom практически везде сменилось иной формой отношений, copyhold. Считайте, у Англии в этом смысле есть опыт индивидуальной независимости лет в 600. А у нас выходит в 10 (!) раз меньше, максимум лет 60-65 (если считать от 1861 до 1928). Поэтому когда некоторые институциональные экономисты оценивают отставание наших институтов лет в 50-75, мне в это верится с большим трудом. Институты за 50-75 лет может и можно сформировать, но возможно ли за этот срок сформировать необходимое для их функционирования гражданское общество - большой вопрос.
Хорошо сказал))
Какие странные вопросы Вы задаете - как будто кому-то это может быть неясно. Некоторое зачаточное влияние существовало с конца 1980-х и до начала 2000-х, а потом, с укреплением гэбэшной власти, было удавлено, о чем автор и пишет. Почему не было достаточного сопротивления гэбэшной реставрации - это, конечно, интересный вопрос, но на эту тему уже много написано разными людьми.
Еще только мой прадед (даже не пра пра) был крепостным , что вы хотите - у нас тысячелетняя традиция холопства и рабства , личность ничто , мы приспособились к выживанию , быть личностью и иметь свое мнение всю историю нашу есть вызов для власти , какой-бы она не была - боярская, царская или советская . Селекция на протяжении веков сделала нас такими !
Бабченко об этом пишет в двух словах: полный инфантилизм.
Иван, а как вы полагаете, как сложилась описанная ситуация? существовало ли общественное влияние на положение в стране? в какой момент оно было утрачено? было ли сопротивление общества? почему не возымело эффекта? является ли эта возможность влиять ценностью для опрошенных?
Хочу в очередной раз поблагодарить Ивана за интересную статью, красноречивые факты и их сопоставление. Однако, есть момент, с которым я не могу согласиться, а именно вот это: "И это не демонстрация безответственности, а здравая оценка собственных возможностей". Мне очень хотелось бы верить в этот тезис, тем не менее, и повседневная практика, и ряд авторов, мнение которых я разделяю, приводят меня ровно к противоположному выводу: это именно что демонстрация безответственности, проявляющаяся в отказе от свободы в обмен на реальную или иллюзорную безопасность в условиях все усиливающегося сужения поля свободы выбора, отстаивать которую (свободу выбора) большинство населения по каким-то причинам упорно уклоняется. Упоминать и анализировать эти причины я сейчас не хочу ("отложим пока разговор о том, почему люди ловятся – он долгий и непростой"), хотя соображений на этот счет найдется немало не только у меня. Пока что просто хочу зафиксировать этот факт. Борьба за свои права, как писанные, так и неписанные - не удел сверхчеловеков, а норма жизни, кому еще влиять на страну, как не ее народу? Получается, что народа у нас нет, есть население, большинство единиц которого наивно полагает, что уж его-то хата точно с краю. Ан нет, как Вы, Иван, совершенно справедливо отмечаете. "Я тут ни при чем" - это суть безответственности. Ответственность возникает двояко: с одной стороны, ее можно наложить, с другой - ее на себя принимают. Так вот у нас ее население не принимает.
Все-таки от попытки указать причину на убежать, поэтому, опуская пространные рассуждения и анализы, перейду сразу к выводу (вывод мой собственный, на истину не претендую, а вот как объяснительный принцип - многое ставит по своим местам). Историю России не назовешь безоблачной, скорее напротив, часто это целые периоды страшных, кровавых событий. История страны неотделима от самой страны, от людей, живших и живущих в этой стране. Глубоко в историю лезть не будем, речь о нынешних поколениях. Как люди принимают на себя ответственность за свою страну, так же с необходимостью следует ответственность и за ее историю. А теперь взглянем честно, объективно на историю нашей страны, на события, происходившие и происходящие вот прямо у нас на глазах, на глазах наших отцов и дедов (матерей и бабушек). А теперь взглянем на ответственность за вот это вот все. И еще раз пристально - на историю. И вновь - на ответственность. Вырисовывается довольно пугающая дилемма, не правда ли? Тут недюжинная нужна честность и смелость, чтобы принять на себя этот груз. Но этого мало, ответственность ведь надо еще и нести. Как несут ее, к примеру, немцы, американцы (думаю, пояснять не надо, о чем речь). А россияне не хотят. И под этим углом зрения я понимаю, почему.
Эта дилемма встала и передо мной в свое время, я остро переживал это чувство потери почвы под ногами, разрушения устоев, тоски и бессилия. Что мне с этим делать-то? Тут либо отказ от ответственности, либо от свободы. Я лично выбрал свободу, поэтому с одной стороны начал последовательно снижать свою зависимость от и свое сотрудничество с государством, с другой стороны, начал активно проявлять свою гражданскую позицию по всем этим насущным (да, я считаю их насущными) вопросам, стараться по мере сил влиять на государство и людей вокруг, объяснять, доказывать, допытываться. И с полной уверенностью могу сказать - это работает, но сфера применения ограничена моим радиусом действия. Да, в каком-то извращенном смысле мне повезло, мои родители, дед и бабки не были палачами и надсмотрщиками (правда, в одном деде я не уверен до конца), другой дед и бабушки смотрели на окружающее с внутренней стороны колючей проволоки, но все остальное, да хотя бы последние 20 лет - и на моей совести тоже. Я не могу сказать: "Я ни при чем", не имею права, потому что я не хочу в этом участвовать. Какое-то время была надежда, но сейчас я чувствую, что силы на исходе, исправлять, что мы все наворотили - только подавляющим большинством, а я - в подавляющем меньшинстве. Я вижу, как другие люди, которые что-то для себя поняли так же, как и я, уезжают (не без попыток и не без борьбы), по-человечески я их понимаю, все-таки мера вклада в общий бардак разная, некоторые хоть худо-бедно пытаются в себе и вокруг себя навести порядок и чистоту. И все больше я воспринимаю это как модель для себя. Тут тоже дилемма, которую надо решать, пока я еще достаточно молод. Правда, глядя на вектор развития событий, а потом на жену и малютку-дочь, дилемма кажется надуманной. Я несу ответственность и перед ними тоже.
Продолжая тему коренной российской безответственности, хочу привести пару примеров. Первый - образец безответственности на высшем уровне, выше уже некуда - президент РФ В. В. Путин. Как вам его фразочка "она утонула" по поводу АПЛ "Курск"? Не является ли это безответственностью? Я уверен, что да. А вот еще, его же: "В милиции всяких людей хватает. Там срез нашего общества вообще", - в ответ на вопрос Юры-музыканта, тоже, думаю, многие помнят. Это ведь нонсенс, какой, к чертовой матери, срез общества?! Одной фразой безответственный политикан выкидывает на помойку понятия профотбора и профпригодности. А вот из обыденности, даже далеко ходить не надо - несколько сот метров от меня, Садовая-Каретная, Сбербанк. Половина банкоматов не работает, глючит, у кого-то банкомат скушал карту, кто-то пытается закинуть наличку на карту - банкоматы не принимают двухтысячные купюры, естественно, никаких предупреждений на этот счет нет. Очередь, толпа народа уже, злятся. Злюсь и я. Что делает очередь? Ну как обычно, ругаются между собой и безадресно возмущаются в воздух. Что делаю я? Иду искать ответственное лицо. Но речь не обо мне, а об ответственном лице - видимо, заведующая этим отделением. Красивая женщина, дорогой макияж, шикарное бордовое платье, вежливая. Со мной. Потому что с проблемой-то я пришел. И вот она, игнорируя очередь (а очередь, разумеется, завидует молча), водит меня по всем банкоматам в поисках рабочего, а на мои вопросы "почему нельзя отметить глючащие банкоматы табличками? почему не отметить табличками те банкоматы, которые не принимают двухтысячные купюры?" задает вопрос "а как? у нас таких табличек нет". Я говорю "на принтере просто распечатываете и на скотч рядом вешаете, чтоб люди голову себе не ломали и время не тратили", на что следует вежливый, но такой характерный ответ "вы знаете, у нас банкоматами другой департамент занимается". Вот оно, пресловутое "я тут ни при чем", после которого становится ясно, что системно тут вопросы решать никто не будет, всем проще стиснуть зубы, терпеть, но ни на что не влиять и ни за что ответственности не нести, ни за себя, ни за свою работу, ни за свой город, ни за свою страну. От верху до низу.
Немецкие товарищи были так травмированы войной и гиперинфляцией, что купили новую беспокойную мифологему и ее пророков. Наши товарищи относительно тех немецких все-таки благополучны, а из новых мифологем и пророков у нас только изредка "крымнаш", а так все больше на уровне "княгини Ольги" или "домика для утки" в Плесе. И сырье не то, и калибр маловат.
наши немецкие товарищи тоже не могли сначала ни на что повлиять. Всему миру несколько лет понадобилось.
Спасибо, друзья, и до встреч. Как обычно, было интересно поговорить. А еще интереснее - вас послушать, то есть, конечно, почитать.
"Россияне – это нация людей, которые ни на что не влияют"
Прям вот в самую точку! Вроде с кем не поговоришь, все все понимают, но делают вид, что все это мимо них. От части это обусловлено нежеланием вникать, но это нежелание как раз исходит из ощущения беспомощности. В общем пока не выродился человек советский, власть (тоже самая что ни на есть советская по менталитету) бросилась восстанавливать его популяцию.
Для "единой нации" требуется минимальная базовая национальная мифология. У СССР таковая была - пусть практически не соотносимая с ежедневной реальностью, но мифы и не обязаны соотносится с реалиями. Пост-советская Россия так и не смогла предложить никакой новой мифологемы, поэтому логичным (и привлекательным) кажется использование именно слегка подправленных советских мифологем - знакомых, понятных, да еще и напоминающих многим о молодости. Наша идеология - это "старые песни о главном".
Извините в таком случае за резкость, я вас, видимо, неправильно понял.
Я хотела сказать, что нельзя осуждать людей за то, что они не готовы лечь под танк. Никто ведь не сомневается, что этот танк поедет. Я готова отвечать не только за свой дом, но и за двор тоже. Регулярно убираю бутылки из-под водки, которые бросает из окна кто-то из соседей. Уже полгода. Каждый день - только уберу, прилетает новая. Моя мама в таких случаях всегда пыталась людей вразумить. А я считаю, что перевоспитывать взрослых бесполезно. Мне не нравится видеть мусор под своим окном - значит я и буду его убирать.
Досматривать. Скоро уже титры.
Всё так, можно даже предположить кто виноват, но что теперь делать?
Мне кажется, вывод про нацию людей, ни на что не влияющих и про это осведомлённых неверен в том смысле, что нации нет. Поэтому нет и ответственности - люди друг другу чужие, «россиянин» звучит примерно как «хомо сапиенс» - и вызывает понятную реакцию. Отсюда и бессилие - дальше собственной семьи своих нет, какой смысл о них печься?
Не риторический. Важный. Просто для другого текста. Или для книги.
В тексте есть почти риторический вопрос "почему вдруг стала актуальной растущая из советской пропаганды система образов?"
В этом контексте комментарий к другому тезису, про цифры - "не демонстрация безответственности, а здравая оценка собственных возможностей". К этому стакану можно подойти с другой стороны - не "оценка собственных возможностей", а уровень "притязаний". Иными словами - классическое хатаскрайничество. И клеймить/порицать/ненавидеть тех, кто высовывается.
При таком подходе, человек остается маленьким, но гораздо более подлым.
Да, есть другая трактовка, есть и понятный порыв связать этот рост с губернаторскими выборами, например, и реакцией на пенсионную реформу. Впрочем, это просто подходы с разных сторон к одному и тому же варианту объяснения. Хотя ваш - более оптимистичный, чем мой )
Думаю, тут Наталья Тихонова скорее права - слишком мало выросло "непоротых поколений", память о палке свежа, есть подозрение что контракт "бери меньше морковки, а то дам больше палки" все равно подпишут. Проблема не в конкретной морковочно-палочной структуре цены контракта, а в том, что такой контракт не стоит подписывать при любой структуре. Только российское общество еще не имеет такого опыта.
Да всем наверху до звезды, сколько нас и что мы там делаем! На обслуживание ТОП-50 главных контор в стране хватит, и слава Богу! А если вымрут, так и пенсии не надо будет платить - крррасота!
"Правда, надо отметить, число людей, чувствующих ответственность за происходящее в городе и даже в стране, за последний год выросло. Их по-прежнему очень мало, но все-таки заметно больше, чем еще год назад. Объяснять это можно по-разному, конечно. Мне, например, кажется, что за этим ростом сознательности – испуг. "
.
Будучи согласен в целом с наблюдением, свои ощущения описал бы противоположным образом. На мой взгляд это оживление (даже не столько в умах, сколько в настрое) связано как раз с ослаблением хватки страха. Вроде бы система не стала особо человечнее, а как то вдруг стало чуточку менее страшно. И человек вдруг начинает разрешать себе концентрироваться не только на собственном самосохранении, но и вздохнуть чуть более полной грудью и оглядеться по сторонам.
Согласен про страх, но мне кажется естественная убыль не сможет стать императивом изменений сверху. Хотя бы потому, что в сегодняшней модели зависимость государства от налогоплательщиков минимальна, а зависимость налогоплательщиков от государства - наоборот.
Тут посложнее, мне кажется, торг. Когда сдавали - казалось, все-таки, что сдают в обмен на морковку. Появление палки поэтому вызывает тревожные вопросы.
Росстат, кстати, 30-го свежие данные опубликовал. Естественная убыль опять ускорила. Насколько я понял, это вас должно порадовать.
Я Вас очень уважаю, но подобными "плачами Ярославны" полны все либеральные СМИ. В нашей стране государство так долго и тщательно насиловало подведомственное население, что и внуки ныне живущих будут испытывать генетический страх перед ним. Единственный ответ - все ускоряющаяся естественная убыль. Может тогда кто-нибудь наверху очнется.
ИМХО, этот неписанный социальный контракт существовал практически на протяжении всей новой истории РФ (может быть стоит исключить период земских реформ). Вы не формируете институты и нормы поведения автономного относительно власти гражданского общества ("не лезть в политику" - часть этого "не"), а мы .... И вот что делаем "мы" варьировалось от морковки до палки. Сейчас урезали морковки,добавили палки. Но при молчаливом подписании такого социального котракта "возможность повлиять" сдается при входе, вне зависимости от пропорций морковки и палки.
Ну, кстати, можно и так описать предыдущий (неписаный, конечно) общественный договор. Я не лезу в политику, а вы - ко мне. Власть этот договор явным образом взялась переписывать, а мирный житель обнаружил, что нет у него методов против таких переписчиков.
А разве «я тут ни при чем» не часть социального договора между "элитой" и "обществом", удобно вписавшимся в практически полное отсутствие традиций способного к самоорганизации гражданского общества? И упомянутый Вами предел у российского населения возникает именно тогда, когда "элита" урезает долю патернализма помимо ожидаемой?
Вы, конечно, правы в том, что на самом деле "ответственность за семью" должна предполагать "ответственность за страну", и многие наши беды от того, что сограждане этой, вообще-то вполне прямой связи не чувствуют.
Добрый день! Если честно, то думаю, что цифра в 86% от лукавого. Они ХОТЯТ думать, что они несут ответственность за семью, а типа в остальном "Я тут не при чем". Они и в семье не при чем, и за детей своих не отвечают, да и за себя тоже! Тотальная безответственность вроде бы нормальных людей (в моем окружении большинство - те, кого называют средним классом) просто феерична! Про работу я не говорю - это вообще за гранью добра и зла! Один из десяти (в лучшем случае!) готов взять на себя что-то помимо своих обязанностей и за это поотвечать ( за деньги!). Никто - ни за что - не хочет брать на СЕБЯ - ни малейшей ответственности, а за свое будущее - тем более. И это не последние 10 лет, а все 30 - я уже долго на свете живу... В последнее время вообще беда, конечно, и бессилие влиять на жизнь в государстве играет роль, но далеко не главную, имхо!
Вы правы в целом, но не правы в деталях - примеров, конечно, больше. Чтобы далеко не ходить, можно вспомнить пожар в Кемерово и реакцию на него.
Друзья, я, как и обещано, здесь. Можем поговорить.
Нации нет никакой. Есть зона, где есть начальник, олицетворяющий нынешнее величие и одновременно героическое прошлое лагеря, администрация, вертухаи, попы, актив, кавказское землячество, авторитеты и 86% "мужиков", готовых по первому требованию одной из предшествующих категорий признать себя "петухами" и храбро терпеть во имя величия начальника зоны.
Очень грамотная и правильная статья. Максимальный предел самоорганизации - это подьезд - да и то до определенного уровня. К сожалению единение соотечественников наступает только в случае общей беды - за последние 20 лет я помню только взрывы на Дубровке заставили относиться к тому что происходит за пределами квартиры с большим участием.