В последний день октября Владимир Путин подписал указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Это внеплановая концепция (срок предыдущей еще не закончился). Чем вызвано ее появление, как оно связано с «проблемой-2024», стоит ли ждать эффективных для общества и экономики решений по привлечению и адаптации мигрантов? По просьбе Republic документ комментирует антрополог Сергей Абашин.
Угрозы вместо возможностей
Предыдущая концепция миграционной политики РФ была принята в 2012 году, в самом начале третьего срока Владимира Путина, и ее действие было рассчитано до 2025 года. Однако уже в начале четвертого президентского срока потребовалось отменить старую концепцию и принять новую. Почему? Сравнение двух концепций отчасти отвечает на этот вопрос. Предыдущий документ делал основной акцент на решении демографических и экономических проблем страны путем активного привлечения иностранных мигрантов. Нынешняя концепция смещает акцент на проблему безопасности и более осторожно оценивает перспективы массовой иммиграции. Это следует, например, из пункта 10, который упоминает «негативные процессы в европейских государствах» в результате «миграционного потока из стран Ближнего Востока и Северной Африки, возникшего в 2014–2015 годах». Отмечая возросшую «миграционную активность вблизи внешних границ Российской Федерации и в зоне ее интересов», авторы новой концепции указывают на «угрозы», которые это несет для России.