В XX-XXI веках представления об идеальном теле меняются чуть ли не каждое десятилетие. Осиные талии 1900-х; магические цифры 90–60–90 в 1950-х; «героиновый шик» Кейт Мосс (1990-е); экстремальная худоба плюс увеличенный бюст (2000-е).
В этом десятилетии главными стали «не кости, а формы» — с особенным упором на ягодицы. Модный тип фигуры демонстрируют поп-звезды — от Дженнифер Лопес до Ники Минаж. Со стороны, впрочем, это выглядит позитивным сдвигом: чтобы соответствовать идеалу, больше не надо морить себя голодом. Но эти пропорции так же недостижимы для очень многих. В США по сравнению с 2012 годом количество операций по пластике ягодиц (подтяжка, импланты и так далее) увеличилось на 58%. Причем этот тренд коснулся и мужчин: некоторые из них прибегают к пластике, чтобы повысить уверенность в себе. Они также считают, что подтянутые ягодицы помогут им преуспеть на работе, где нужно выглядеть моложаво.
Социолог из Гарвардского университета Стэнли Либерсон выделяет три фактора, влияющие на изменение моды: внешние события культурной, социальной, политической и экономической значимости (в данном случае — популярность хип-хопа и R'n'B), внешние механизмы вкуса, генерирующие перемены (усталость модной индустрии от устаревших силуэтов) и уникальные исторические условия (расцвет реалити-шоу, в частности, «Семейство Кардашьян»).
Мозг внушаем
Почему идеалы красоты меняются и как человек может противостоять преходящей моде? Мозг человека чрезвычайно внушаем — это не секрет. Если в рекламе витаминов снимут очень худых моделей, именно так человек и будет представлять себе здоровое тело. Зрительные образы могут серьезно повлиять на наше восприятие стандартов красоты, и исследование британских и швейцарских ученых показывает, каким образом это происходит.