Очередь на кассе в магазине ИКЕА. Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Очередь на кассе в магазине ИКЕА. Фото: Михаил Почуев / ТАСС

UPDATE. IKEA сокращает бизнес в России и продает свои фабрики в стране. Как говорится в опубликованном вчера заявлении шведской компании, «за последние несколько месяцев ситуация с бизнес-процессами и цепочками поставок по всему миру сильно ухудшилась. Ввиду этого мы не видим возможности возобновить продажи в обозримом будущем». Гамма эпитетов, использованных российскими СМИ для описания решения компании — от «временного» до «окончательного» ухода из России — говорит действительно о нестандартной схеме сворачивания бизнеса. Торговые центры «Мега», принадлежащие общему с IKEA собственнику Ingka Group — продолжит работать. При этом мебельный гигант уже объявил о поиске покупателя на все свои промышленные активы (в Ленинградской, Кировской, Московской и Новгородской областях) и скорой онлайн-распродаже складских остатков. Персонал ожидает «оптимизация». Торговля товарами для дома — а российский рынок для IKEA был четвертым по выручке в мире — официально поставлена «на паузу». Похоже, что принимая «трудное, но необходимое решение», компания все же не исключает сценария возобновления работы. Да, с позиции сегодняшнего дня это выглядит не слишком реалистично. С другой стороны, шведская компания слишком многое здесь пережила, чтобы спокойно закрыть за собой дверь, механически списав убыток. IKEA не выходила на рынок России, а буквально сражалась с ней — «вопреки абсурду», как описал собственный опыт первый гендиректор местного офиса Леннарт Дальгрен. Добавим от себя, что абсурд не прекращался до самых последних событий, вынуждая ритейлера периодически вносить коррективы в планы развития. Напомним, как это было.

IKEA решила не строить новый гипермаркет в Московском регионе. Участок на Каширском шоссе, который купила компания, оказался в центре судебных разбирательств между его бывшими владельцами, один из которых, Совхоз им. Ленина, убедил суд в том, что изначальная передача земли была незаконной.

Предыдущий эпизод земельной саги сопровождался арестом участка в подмосковных Химках в рамках уголовного дела о мошенничестве. Произошедшее мебельный гигант тогда расценил как «часть кампании по захвату земли, на которой располагается центральный офис IKEA в России» и пригрозил замедлить инвестиционную активность в стране (после долгих и скандальных разбирательств сторону шведов в итоге принял Верховный суд).

Конфликты вокруг недвижимости отравляли бизнес IKEA в России на протяжении многих лет, и, как мы видим, продолжают преследовать компанию. Первый руководитель IKEA Russia Леннарт Дальгрен старательно избегал конкретики, комментируя планы по открытию новых магазинов. «Все зависит от доброй воли и оперативности властей. От их желания без проволочек предоставить нам земельный участок и выдать необходимые разрешения на строительство», — объяснял он мне когда-то.

Естественно, никто не гарантировал, что полученный таким образом участок защищен от возможных посягательств и претензий. Позже, выйдя на пенсию, он напишет об этом в мемуарах: «Здесь договоры по прошествии нескольких лет обычно автоматически становятся недействительными. Спорить с этим бесполезно. А идти в суд, как правило, бессмысленно».

Проблемы с землей вносили свои коррективы в график российской экспансии шведов. В результате IKEA никак не удавалось примирить ожидания по срокам выхода на прибыльность с реальностью. Планы Дальгрена преодолеть точку безубыточности по итогам 2005 года воплотились лишь шесть лет спустя, что явилось немалым испытанием для одной из крупнейших непубличных компаний, известной своим терпением в вопросах долгосрочного инвестирования.

Не будь российская власть так коррумпирована, а исход сделок с землей столь непредсказуем, гипермаркеты ИКЕА и моллы МЕГА с большой вероятностью появились бы во всех крупных городах страны, не говоря уже о расширении присутствия в агломерациях Москвы и Санкт-Петербурга. Во всяком случае масштаб этой воображаемой сети точно превышал бы число действующих торговых центров (сегодня их 14). Впрочем, спустимся на землю. Из-за рисков ее утраты IKEA решила не строиться в Перми. Затем последовал отказ от участка в Красноярске. А проекты под Челябинском, Воронежем и в Подмосковье (Мытищи) компания в лучшем случае поставила на паузу.

Но то, что может показаться поводом для сожалений об упущенных возможностях, парадоксальным образом должно сыграть ритейлеру на руку.