
Образцы риса, представленные в отделе селекции риса Всероссийского научно-исследовательского института риса в Краснодаре. Фото: Николай Хижняк / РИА Новости
Провалив программу модернизации, власть какое-то время заигрывала с традиционализмом, но в итоге снова пришла к необходимости строить образы будущего. Консерватизм удобен, когда все хорошо, но в условиях кризиса нужны новые обещания и горизонты. Духовные скрепы и культурные коды сменились цифровизацией с искусственным интеллектом. По сути, это та же модернизация, но в новых эвфемизмах – чтобы не повторяться. И с более щадящими оценками положения: тогда больше говорили об отставании, теперь – о прорыве.
Идея приобретает финансово-организационную основу. Программа технологического прорыва стоит одной из первых в перечне новых национальных проектов, очерченных майским указом от 2018 года, и отнимает огромную долю (от трети до чуть ли не половины) от 8 трлн рублей, изысканных правительством на все эти направления, включая здравоохранение, экологию, дороги и прочее. Ключевой идеей является создание научно-образовательных центров (НОЦ). В этой программе с не обсуждавшейся концепцией много недосказанного и двусмысленного. Однако и аккуратная критика таких проектов часто лишь камуфлирует фатальные ошибки. Возникает иллюзия, будто схема может сработать, если ее подредактировать. К этому подводит, в частности, статья Андрея Волкова и Дары Мельник «Треугольник инноваций. Как объединить образование, науку и производство?»
Рынок без свободы
Идея соединить составляющие инновационного процесса – науку, образование и производство – имеет целью максимально сблизить эти элементы и облегчить их взаимодействие. В качестве примера подобного начинания из советской истории приводится «треугольник Лаврентьева» (одного из основателей Новосибирского академгородка). Но в советской реальности такие попытки были обречены остаться тупиковыми не тактически, а системно. СССР тогда «не использовал» множество возможностей… которых, строго говоря, в принципе и не было.
Автор предлагает ничего не делать до смены политического строя и всей общественной системы. Разделяя критику по поводу директивных "теплиц" инноваций, не могу согласиться и с такой позицией. Нужно все делать одновременно - и выстраивать инновационную среду, и институты менять (одно помогает другому, кстати). Южная Корея не была образцом демократии, когда вступила на путь создания глобальных чемпионов.
Что такое "инновационная среда"? Ю. Корея начинала как производственная площадка, ею и остаётся. Что такого... кх... инновационного создали в Ю. Корее? Кроме потреб. барахла.
Господа минусующие, в Ю. Корее нет науки вообще, нет и образования в российском смысле. Там эволюционная теория под запретом.
Очередной OLED-экран вас от рака простаты не спасёт, как и от голода с холодом. Так что такое "инновационная среда"?
Всё верно. Ученые стране не нужны. В СССР еще на оборону деньги давали, на физику, химию, для тех же целей, даже физмат-школы оборонные ведомства пробили, хотя биологию угробили, а гуманитарные науки вообще оказались в загоне, разве что История КПСС расцветала.
Ныне же везде проповедь архаики, скреп и военно-патриотического воспитания (просто патриотическое уже как-то греет). Молодые ученые сбегут, глядя на весь тот маразм, в который погружается страна, их даже хорошей зарплатой не остановить, да ее и не дадут. Получат дети тех, кто будет делить пирог.
Путин и Медведев могут говорить всё, что им нравится, всё их окружение будет аплодировать и делать умные лица, а ситуация останется неизменной. А главная мечта, которая вслух не произносится, установить государственный контроль над интернетом. Это и будет тот лелеемый прорыв.
На мой взгляд, все эти НОЦ такая типичная попытка номеклатурной группировки продать "государству" очередной маркетинговый конструкт.
Инновации это не про науку и образование, это про свободный бизнес и конкуренцию.
Единственно, по-моему, опытно-производственные площадки при ВУЗах нужны, нет, не для упрощения превращения идей в продукты, а для того, чтобы понять -- в типичном российском ВУЗе никаких идей нет вообще.
Да, созвучно. Но, по-моему, для верхушки руководства РФ все эти "инновации" больше селекция комсомольский ухарей, их модернизация. Это наиболее деятельный мотив. Менее -- всё же нужны "консервы" компетенций на случай радикального закупоривания "страны". Хотя последнее скорее мотив слишком рациональный, зато первый -- сугубо инстинктивный и стволовой.