Основная социальная функция историков – вовсе не уточнять даты великих сражений, а давать современникам новые направления для размышления («возможности представления»). Обсуждение свершившихся событий помогает осмыслению социальной реальности. Именно этот эффект передается мемом «а что, так можно было?» Общественный долг профессионального историка заключается в представлении новых способов того, «как еще можно было». Потому что история никогда не повторяется и никого никогда ничему не учит, совершенно бесполезно искать в ней «прецеденты» и «предзнаменования», все равно выйдет что-то небывалое. Люди приспосабливают к своим обстоятельствам новые «возможности представления» совершенно безотносительно конкретных исторических сюжетов, которые анализировал историк. Поэтому будущее и отличается от прошлого.
Однако этот механизм работает и в обратную сторону: если люди, наоборот, приспосабливают свои обстоятельства и социальное воображение к неким историческим лекалам и стереотипам, их способность создавать новую жизнь блокируется. «Историческое наследие» – то есть актуализируемое сегодня прошлое – не «передается от», а «отбирается из» современными предпринимателями от культуры. Иными словами, история начинает напрямую влиять на будущее только в результате самосбывающегося пророчества современного культурного авторитета. Это может быть ошибочное и просто фантастическое представление об истории – но именно оно начинает сбываться («актуализироваться»), если в обществе распространяется убеждение в цикличности истории или вера в зависимость от «наследия». Тогда будущее и впрямь начнет напоминать прошлое и приводит в тупик – не от того, что существуют научные законы истории или мистическая судьба страны или народа, а потому что верх одерживают старые способы социального воображения. И если историк начинает узнавать в этой формирующейся современной картине мира знакомые черты прошлого – это верный повод для беспокойства. Значит, выученное прошлое (как выученная беспомощность) сковывает воображение людей и отрезает путь к подлинно беспрецедентному будущему.
Достижение и проблема Алексея Навального
С точки зрения историка главная угроза для «Прекрасной России будущего» (ПРБ) исходит из нежелания помыслить ее вне знакомых исторических прецедентов и даже, в конце концов, вне путинской РФ.