Леонид Парфенов – журналист, документалист, телеведущий, а с прошлого года еще и видеоблогер, еженедельно выпускающий свою передачу «Парфенон» на ютубе. В конце года он ответил на несколько вопросов Егора Сенникова.
– Летом, когда проходил Чемпионат мира по футболу, в очередной раз стало понятно, что Россия умеет транслировать вовне образ открытой и свободной страны, но не может этому образу соответствовать внутри. Это всегда экспортный вариант. Как вы считаете, почему так получается – мы знаем и понимаем, какими нас хотят увидеть вовне, но это не ведет ни к каким переменам внутри?
– Ведь и внутри во время ЧМ-2018 мы были другими. От внушаемой пропагандой роли последних в мире защитников духовности люди устали. Когда Саранск братался с перуанцами, никому в голову не приходило вести разговоры типа «да вы там у себя в Латинской Америке все шестерки у пиндосов».
Эти бесчисленные умилительные истории про заботливых проводниц, про радушных соседей по съемным квартирам, выручающих случайных попутчиков и просто прохожих. Люди чувствовали, что, ведя себя как нормальные земляне, они становятся лучше. Отсюда это настроение «да пусть они не уезжают никогда!». Главный вклад в дружелюбную атмосферу чемпионата внесли миллионы россиян, которые месяц общались с внешним миром напрямую. Через 60 лет в стране снова случился фестиваль 1957 года, в больших масштабах, продолжительнее и в 11 городах.
Так что дело не в краткосрочно приложенных имиджмейкерских усилиях, хотя, конечно, примолкшая на время антизападная риторика – тоже благо. Но важнее сам строй жизни полусамоизолированной страны с монополией власти, на которую совсем не влияет население. «Пропутинское большинство», процентно примерно совпадающее с числом граждан, никогда не оформлявших загранпаспорт, допустили до «народной дипломатии», и из их уст полилась вовсе не «мюнхенская речь».