
Александр Красносельский. Сбор недоимок
31 января 1865 года в США была принята Тринадцатая поправка к Конституции, которая запрещала рабство; чуть позже она была ратифицирована большинством штатов. За четыре года до этого события, в 1861 году, в России было отменено крепостное право. Два этих института и их политэкономические основания постоянно сравниваются. Но сопоставимы ли культура и социальный статус русского крепостного крестьянина и американского раба?
О влиянии опыта крепостного состояния, ложном коллективизме, особенностях российской урбанизации и многом другом политолог Артем Земцов поговорил с Вадимом Михайлиным, филологом, антропологом, директором ЛИСКА (Лаборатории исторической, социальной и культурной антропологии) и профессором Саратовского государственного университета. Во многом это обсуждение построено вокруг исследования Михайлина «Лукавый и ленивый: раб как антропологическая проблема».
Вадим Михайлин. Фото: личный архив
– Почему вы сравниваете российский институт крепостного права именно с институтом рабства в США?
– Логика очень простая: рабство в Штатах и крепостничество в России – два феномена, которые закончили свое существование примерно в одно и то же время, в двух очень разных государствах, и оба эти института были устранены сверху. В обоих случаях существовали большие неравноправные группы людей, которые имели особый социальный статус с приписываемыми ему моделями поведения, стратегиями саморепрезентации. Их всегда сравнивали. Но, я считаю, при всех внешних сходствах и манипулятивном уподоблении российскими элитами крестьянина рабу, американское рабство и крепостное состояние – это принципиально разные явления.
Не все объясняется застрявшими в сознании моделями ортодоксальной крестьянской семьи. Метаморфозы, происходившие с интеллигенцией, которой ради выживания приходилось отказаться от всех своих персональных позиций, от своей субъективности, от независимости и яркости своей индивидуальности и т.д., или с бывшими собственниками всех мастей - крупными и мелкими – в стране, где обладание чем бы то ни было было равносильно преступлению - вот что в гораздо большей степени, мне кажется, определило психологию советского социума. И причины атомизации общества, мне кажется, тоже представляются не результатом враждебности городской среды вчерашнему крестьянину. Во-первых, потому что вчерашние крестьяне как раз как никто другой, склонны были сбиваться в стаи - будь то комсомольская ячейка или дворовая банда, идущая стенкой на стенку на соседний район. И, во-вторых: если атомизация - результат травматического переселения крестьянских жителей в город, значит, в других социальных стратах - среди учителей, допустим, потомственных рабочих , инженеров технической-гуманитарной интеллигенции мы никакой атомизации не обнаружим? Меж тем, атомизация была общим симптомом, и причина ее серьезней.
Интервью очень интересное, но затронутая проблема в него не влезает))) - да и не может влезть, конечно.
Наблюдения очень интересные, но объяснения выглядят слабо.
Одной только разницы в скорости урбанизации недостаточно. Хватит заметить, что, к примеру, в Германии она была сопоставимой (огромный рывок в росте населения Мюнхена, к примеру - практически что и урбанизация России во второй половине 19 века), а результат - совсем иной.
Кроме того, и крестьянская община на селе, и представление о своей инородности по отношению к основной массе населения у дворян - типичные для иных европейских стран явления (варягов призвали в Англию, потом там же правили норманны, а есть еще и экзотика вроде польской шляхты, которая себя считала потомками сарматов).
Остро не хватает качественного сравнения, без которого мы скатываемся в уникальный и безысходный русский мир, как у Кордонского.
А о каких, призванных в Англию, варягах Вы говорите? О тех, что ещё с 3 в. пытались римлян грабить и начавших завоевания в 6 -7 вв, воспользовавшись междуусобицами кельтов?
отличная статья , спасибо 👍
Какая хорошая статья!! Четкое понимание всех нас и наших отличий от Европейцев и США. "Все вокруг чужое и ничейное, поэтому воруй и разрушай. Все кругом враги, только близкие - свои. Из моего в этой жизни - это "стенка" с телевизором в моей квартире. Сосед в соседней квартире бьет жену - его дела он разберется сам." - было есть и будет.
Да, лучший текст на репаблике за долгое время.
Замечательно! Совсем недавно в одной дискуссии здесь я сам утверждал что-то подобное. Да, мы до сих пор советские люди. И это проблема, которую надо решать. Перефразируя Чехова, по капле выдавливать из себя советского человека.
Очень интересное интервью. Не так давно прочел книгу Ольги Семеновой Тян-Шанской (года два назад) "Жизнь Ивана". Она многое открыло в характере русского человека. Вадим Михайлин точно показал разницу в положении раба в США и крепостного в России. Но надо идти дальше и ставить вопрос: как это рабство в сознании людей было преодолено после освобождения? Афроамериканцы после многих лет борьбы с расовой сегрегацией, видимо, стали свободными людьми. А вот мы после коллективизации, индустриализации и прелестей плановой экономики так и не стали свободными. Об этом точно сказал Александр Галич: "Мы живем в стране Постоялии, называемся - постояльцы" (Командировочная пастораль). А ныне мне всё чаще актуальной кажется строчка Осипа Мандельштама "Мы живем, под собою не чуя страны". И еще строчки из "Братской ГЭС" Евгения Евтушенко (прочел в "Юности" в 1965):
"Неужели в глазах голытьбы -
Предначертанность вечной судьбы
Повторять: "Мы рабы, мы рабы...?"
«Когда барин бьет морду извозчику, он не думает о колониальном дискурсе»
А когда наоборот?
:)
в ряду эволюции общественно-экономических отношений рабство более поздний этап, чем община. Как вариант.
ну а кто должен устанавливать устойчивый социальный порядок? сами люди что ли? это невозможно. элиты всегда предпочитали предавать народ, а уж по какой причине, в статье ничего по этому поводу не написано. ну и где антропология?
Спасибо за интересного собеседника. Отдельное спасибо за ссылку на исследование. Очень актуальное осмысление роли мифотворчества в исторической памяти.
так есть в истории движение от темного прошлого к светлому современному и прекрасному будущему.
Скажут - жили по 30 лет. Кто жил 30 лет? Чей дедушка?
т.е. 20 век не цивилизованней прежних.
т.е. если рабство в доденежной экономике - это норма.
Время соц-общ. всегда на нуле, сегодня. Плюс-минус сколько-то. Обычно минус. Иногда много.
.
т.е. разница когда работать за похлебку или работать за деньги на похлебку?
.
без первоисточников рассуждать о прелестях и пороках истории смысла нет. Много субъективных неточностей.