Министр обороны Сергей Шойгу недавно попросил крупных ритейлеров ввести систему льгот для военнослужащих особых категорий. В частности, в рекомендательном письме на имя Игоря Шехтермана, руководителя Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), с которым ознакомился «Коммерсант», предлагается установить скидку на покупки – с целью «повышения социального статуса граждан», награжденных орденом Мужества и (или) медалью «За отвагу».
После двух чеченских войн и серии международных конфликтов с участием российских военных идея расширения льгот для ветеранов представляется естественным проявлением заботы со стороны государства. Аналогичная практика существует и в других странах. Например, американские ветераны войн в Ираке и Афганистане пользуются широким набором льгот – вплоть до скидок на продукты и бензин. Корпорации сами выступают с подобными инициативами. Apple в конце декабря открыла ветеранский магазин, где часть ассортимента продается с дисконтом. Ранее так же поступили национальные операторы AT&T, Sprint, Verizon и T-Mobile.
Очевидно, что размер экономии важен не так, как проявленное уважение к заслугам солдат и офицеров. Но именно здесь Россия сталкивается с неразрешимым внутренним противоречием: трудно требовать от общества уважения к ветеранам конфликтов, о характере, масштабах, а иногда и самом участии страны в которых власть предпочитает молчать.