Пять лет назад, 27 февраля 2014 года, российский спецназ занял здания органов власти Автономной республики Крым. Так началась активная фаза присоединения Крыма к России, завершившаяся 18 марта подписанием договора о вхождении республики в состав РФ. Этот мини-юбилей позволяет оценить, что за пять лет получила наша страна и сколько ей пришлось заплатить.
Начнем с плюсов, которых, на мой взгляд, не очень много. 27 тысяч кв. км территории (0,15% от общей территории России), 2,2 млн новых жителей – это объективные данные, к которым можно добавить субъективные положительные эмоции значительной части населения от «восстановления исторической справедливости», «возврата исконно русских земель» и «восстановления статуса великой державы», которая наравне с США может делать в современном мире все, что хочет, понимая, что ей за это ничего не будет. При очень большом желании ко всему этому можно добавить положительные эмоции крайне небольшой части российского населения, которым удалось лично обогатиться в этот момент, присвоив себе больший или меньший кусочек чужой собственности в ситуации юридической анархии или поучаствовав в распиле бюджетных денег, пролившихся дождем над засушливым полуостровом.
Возможно, кто-то найдет еще какие-то «плюсы» для России от присоединения Крыма, но не уверен, что их будет много и они будут более весомыми, чем перечисленные выше. И, значит, можно переходить к цене вопроса.