Владимир Песня / РИА Новости
UPDATE: Вчера стало известно, что правительство Чехии аннулировало действие документов, заключенных между Москвой и Прагой в 1970-х годах, и таким образом изменило статус десятков объектов российской дипломатической недвижимости, переданных в безвозмездное пользование одним ныне несуществующим государством другому. А именно: Чехословакией — СССР.
«По прошествии многих десятилетий мы приходим к нормальной стандартной ситуации, когда будем требовать арендную плату», — заявил накануне чешский премьер Петр Фиала по итогам заседания кабмина республики. Речь идет о многочисленных объектах в Праге, Брно, Карловых Варах и некоторых других регионах страны. По словам чешских властей, посольство РФ, где за последние годы резко сократилось число сотрудников (до шести дипломатов), физически не имеет возможности использовать столько имущества по его прямому дипломатическому назначению (к тому же, добавляет Прага, налицо отсутствие паритета: у России в Чехии в безвозмездном пользовании находится 92 тысяч м2, а у Чехии в РФ — лишь менее 27 тысяч м2).
«У нас есть серьезные основания полагать, что на этих объектах ведется незаконная экономическая деятельность, — сообщал в прошлом году бывший замглавы МИД Чехии Мартин Дворак. — Мы получили информацию, что квартиры сдаются в аренду частным лицам, которые, кроме того, расплачиваются наличными».
Скандальная история тянется довольно долго, но о ее скором завершении говорить по-прежнему рано. Как минимум, должна еще последовать реакция Москвы. «Если Прага не готова к профессиональному и компетентному диалогу, напоминаем, что и у чешской стороны также есть немалая недвижимость в районе Тверской улицы российской столицы», — рассуждала два года назад официальный представитель МИДа Мария Захарова, прозрачно намекая на вероятные последствия. Но главное здесь не сама эта внешнеполитическая пикировка, которую теперь слишком легко списать на всестороннее обострение в результате войны, а очередное напоминание о буднях лавровского дипломатического корпуса, так контрастирующих с великодержавным пафосом Смоленской площади.
Министерство иностранных дел РФ — учреждение идейное. Можно допустить, что именно таким оно видит себя в каждодневной деятельности по продвижению национальных интересов. Лицо посткрымской дипломатии Мария Захарова, вероятно, искренне считает, что троллингом на мидовских брифингах и фейсбучными инвективами вносит вклад в укрепление многополярного мира. Нельзя исключать, что и Сергей Лавров — ее шеф, возглавляющий министерство последние 15 лет — свободен от сомнений в правильности действий страны на мировой арене (даже когда неловкие попытки министра объяснить их иностранной аудитории вызывают у той смех).
Работать в МИДе должны люди, разделяющие идеологию государства, заметил однажды глава правительства Дмитрий Медведев. Но сотрудники внешнеполитического ведомства порой живут собственной жизнью, не всегда совпадающей с генеральной линией. И, кажется, нигде это не проявляется так явно, как в финансово-хозяйственной сфере. О происходящем в тени высотки на Смоленской площади — в нескольких цифрах.
Сергей Лавров / kremlin.ru
150 квартир — примерно столько Россия получила вместе с четырьмя домами, расположенными неподалеку от посольства РФ в Праге и переданными еще в советские времена по межгосударственным договорам бессрочной аренды. Недавно чешское независимое издание Denik N опубликовало расследование, в котором рассказало о сдаче дипломатической недвижимости в субаренду представителем ФГУП «Госзагрансобственность», подконтрольного Управделами президента. К оплате принимаются только наличные, а в квартирах на птичьих правах проживают российские граждане, не имеющие отношения к дипкорпусу, что нарушает Венскую конвенцию, отмечают журналисты. Обвинения в черном маклерстве Москва категорически отвергает: Мария Захарова назвала их инсинуациями, упомянув переговоры «на экспертном уровне» с Чехией о статусе спорной недвижимости.
Тем временем, по данным Denik N, вопрос о нелегальной аренде находится на контроле у министра иностранных дел Чехии Томаша Петржичека. Кроме того, ранее он сообщил о переговорах с российской стороной относительно сокращения общей численности дипломатов в Праге — и, в частности, парка автомобилей, зарегистрированных на посольство РФ, «которых очень много» и «мы можем лишь предполагать, для чего эти машины используются». Нетрудно догадаться, как на слова министра отреагировал российский МИД: он их опроверг.