Рубен Варданян. Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Рубен Варданян. Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Расследование OCCRP о «Тройка-ландромате» вышло две недели назад: журналисты описали международную схему офшорных компаний, созданную инвестиционной компанией «Тройка Диалог». Они утверждают, что через ландромат между 2006 и 2012 годами из России вывели $4,8 млрд. Эти деньги, в частности, поступали на счета благотворительного фонда принца Уэльского и компании виолончелиста Сергея Ролдугина International Media Overseas, тратились на предметы роскоши и дорогую недвижимость в Чехии. Сразу после публикации расследования мнение о нем высказали журналисты, финансисты и должностные лица в России и за рубежом. 15 марта депутаты Европарламента призвали руководство Еврокомиссии ввести санкции против основателя «Тройки», банкира и филантропа Рубена Варданяна.

С другой стороны, многие (в том числе – сам Варданян) выступили с критикой материала OCCRP, а представляющие Варданяна юристы занялись вопросами защиты репутации. На самые распространенные критические аргументы отвечает заместитель генерального директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Илья Шуманов.

– «Тройка» обслуживала инвестиции ее клиентов. Клиенты имеют право переводить свои деньги куда хотят и распоряжаться активами по своему усмотрению. Претензии расследователи должны адресовать к ним. А Варданян мог и не знать, что происходит в этих компаниях.

– С этим никто не спорит, но так получилось, что часть операций проводилась в интересах самого Варданяна и топ-менеджеров «Тройки». К кому тогда должны быть претензии? Например, деньги из офшорных компаний поступали на банковскую карту самого Варданяна, а еще эти же компании оплачивали учебу детей Варданяна в Великобритании. Варданян был получателем денег от офшорных компаний «Тройки-ландромата» и не мог не знать об их существовании.