Сейчас Путин, по всей логике, должен будет ее наградить к юбилею. У нее есть орден «За заслуги перед Отечеством» трех степеней, кроме первой, и, скорее всего, первую сейчас и дадут, но это скучно. Она заслуживает, конечно, Андрея Первозванного — ее ровесница Валентина Матвиенко получила этот высший российский орден неделю назад, и понятно, что о таком у нас обычно не думают, но после Матвиенко не дать такой же орден Пугачевой будет некрасиво; при всем уважении — русский XX век немыслим только без одной из них, и эта одна — не Валентина Ивановна. Но если искать государственную награду для Пугачевой, имея в виду только эстетическое соответствие, то идеальной будет звезда Героя труда, не только потому, что звезда заслуживает звезды, и, хотя совпадение удачное, не потому, что сложившийся порядок предусматривает присуждение «гертруд» раз в год как раз примерно в эти дни, в конце апреля. Дело здесь прежде всего в соотношении советского и постсоветского — награда из прошлого, возрожденная и модернизированная при Путине, лучше всего подходит именно этому человеку, наиболее последовательно и успешно деконструировавшему советскую культуру и превратившему ее в постсоветскую. Историческая судьба Пугачевой в этом смысле ближе всего к судьбе рифмующегося с ней Горбачева с той очевидной разницей, что Пугачевой удалось как-то реализоваться и в новом времени, а политик Горбачев такой возможности был лишен.
Искать для Пугачевой место в истории отечественной эстрады — только все портить. Культура советской песни, даже несмотря на феномены Утесова и Шульженко, никогда не ставила исполнителя в центр системы координат, и главные советские песни потрясающе анонимны, они ничьи — с каким певцом или певицей ассоциируется «Катюша», или «Подмосковные вечера», или «Священная война»? Ставка Пугачевой на индивидуальность с самого начала («Арлекино» на конкурсе в Болгарии, фильм «Женщина, которая поет», невозможные по тем временам песни-монологи типа «Так же, как все, как все, как все, я по земле хожу, хожу» — такого себе даже Брежнев не позволял) располагают к теориям по поводу инновационной продюсерской политики либо самой Пугачевой, либо кого-то из тех, кто стоял за ее спиной — второй муж певицы Александр Стефанович, кажется, до сих пор уверен, что весь ее успех сконструирован персонально им. Но Пугачева — это действительно не про эстраду, и соавтор ее успеха — история. Песне «Арлекино» предшествовали пятнадцать лет форсированной гуманизации советского тоталитаризма, сопровождавшиеся в том числе созданием массового мещанства — новой и, в общем, совершенно не советской социальной группы. Уступив народной массе в рамках послесталинского компромисса право на частную жизнь, советская власть, именно она, сделала неизбежной рождение новой массовой культуры. Показательно, что саундтрек кинематографического манифеста советского мещанства — «Иронии судьбы», — наполовину состоит из песен в исполнении Пугачевой, не было бы там ее, это бы был не манифест.
Непосредственные предшественники Пугачевой — не эстрадные певцы шестидесятых и начала семидесятых (просто попробуйте это произнести вслух — «Пугачева и Аида Ведищева», «Пугачева и Вадим Мулерман»; Пушкин и Кукольник, ага), но эстрадные поэты, прежде всего Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, — последний важен и как автор программного хита про миллион алых роз. Новое общество искало себе голос, и Пугачева возникла именно в той точке, когда литературоцентричность массовой советской культуры перестала быть очевидной — стихи можно и дома в тетрадочку переписывать, а если уж есть возможность бесноваться на стадионе, странно это делать под Евтушенко, особенно в эпоху «Битлз». Но и в истории русской литературы постшестидесятница Пугачева заслуживает, по крайней мере, весомого примечания к биографиям Цветаевой, которую она пела в «Иронии судьбы», и, особенно, Мандельштама — первая за сорок лет его книжка тогда уже вышла в «Библиотеке поэта» тиражом 20 тысяч на двухсотмиллионную страну, но о городе, знакомом до слез, и об Александре Герцевиче страна узнала не из синего дефицитного томика, а от Пугачевой.
И какая-то совсем таблоидная пошлость — соперничество с Софией Ротару, те же Пушкин и Кукольник. Если уж конкурент обязательно должен быть поющим, то ближайшего преследователя Пугачевой звали Владимир Высоцкий, вообще же она конкурировала со всей неофициальной культурой своего времени — и с самиздатом, и с тамиздатом. Победила или нет — ну, прошлогоднее столетие Солженицына прошло почти незамеченным, но сравнивать его с пугачевским 70-летием некорректно — дождемся векового ее юбилея. Дети и внуки постсоветских мещан массово полюбили Бродского — что ж, пусть он сосуществует с Пугачевой на карте русской культуры этого века, такое соседство не оскорбит ни одну из сторон. Но Бродский, а не Ротару — пожалуйста!
Политическая история нашей страны и общенациональная психотерапия в годы упадка тоталитаризма; русская поэзия и кабак — есенинский, блоковский; относительная открытость Советского Союза семидесятых и западный рок-н-ролл; осознанная необходимость свободы, ставшая массовой сразу же после того, как исчезла необходимость выживать, но и тайная потребность в культе личности (первые ее слушатели помнили Сталина) — вот из чего-то такого состоит Пугачева. Не из мужей, не из скандалов, даже не из песен, а из русского воздуха второй половины ХХ века.
Время от времени до сих пор выходят какие-то новые песни Пугачевой; наверное, лучше бы их не было — да, она пережила себя как феномен, но какой-то особенной трагедии в этом нет. Ее желание быть последней народной артисткой СССР (на самом деле она предпоследняя — Горбачев зачем-то на следующий день после Пугачевой и накануне своей отставки наградил еще старую актрису Софью Пилявскую) очень понятно — статус последнего гарантирует непобежденность без срока давности, но борьбу за непобежденность она вела, и вполне успешно, и после крушения советской культуры. Великая певица — это, конечно, не голос и не музыка, это что-то уровнем выше, и ни одна из певиц, которых в разное время провозглашали новой Пугачевой, по масштабу явления к ней не приблизилась — ни Агузарова, ни Земфира, ни Ваенга, ни тем более Аллегрова, которая, провозгласив себя (сама! — это стыдно) «Императрицей», явно на что-то такое претендовала. Список претенденток уже не пополнится. Пугачева пережила не только себя, но и эстраду, попсу как таковую — сейчас от этой вселенной осталось только неудачно переформатированное «Русское радио» и полубезумный бизнес поэта-песенника Гуцериева (Пугачева и сама что-то поет на его стихи, и это уже мало кому интересно), и дело даже не в развитии технологий, а в общем культурном росте общества, которое не нуждается больше в бесспорной фигуре номер один — здесь, наверное, нужна шутка про Путина, но и кроме шуток: Путину, скорее всего, предстоит пережить то же, что пережила Пугачева, и пусть его переход в историю будет таким же безболезненным и достойным, как и у нее.
«Будто будет жизнь, как та, где давно уже я не был. На душе, как в синем небе, после ливня чистота», — это стихи Семена Кирсанова, соседа Осипа Мандельштама по дому в Нащокинском переулке. В ночь первого ареста Мандельштама у Кирсанова, по свидетельству Ахматовой, до утра играли на гавайской гитаре — потом Галич напишет «Всю ночь за стеной ворковала гитара, сосед-прощелыга крутил юбилей», как будто Кирсанов в чем-то виноват перед Мандельштамом. Натяжкой было бы уравнивать двух поэтов-соседей только на том основании, что стихи обоих через сорок лет станут песнями Пугачевой, но здорово, что она пела обоих. Пусть Путин ей даст золотую советскую звезду с двуглавым орлом вместо серпа и молота в сердцевине — ту эклектичную советско-антисоветскую постсоветскую Россию, в которой сегодня мы живем, во многом придумала она. Возможно, это и есть ее главная историческая заслуга.
"Давай, все начни с начала... "
Для меня Пугачева - Феникс, всегда, даже сквозь слезы, она несёт оптимизм, силу
Она не славянского, она - американского тиража личность
кто такая Матвиенко?
А.Пугачева - великая русская актриса, так же, как и В.Высоцкий - великий русский поэт. Значение А.Пугачевой для российской культуры не уменьшится с ее старением и отходом от исполнительской деятельности. Творцы такого уровня никогда не уходят из культуры навсегда!
Кашин - comme toujours, "во всей красе". Апология дамочке, которая изгнала из российской эстрады массу талантливых исполнителей и заполонила ее своими гомункулами.
В потоке меда не стоит забывать почему например Распутину зовут Маша а Валерию Валерией.
комплиментарная лабуда...))
О, реально крутой текст получился! Как охватить такое с трудом охватываемое явление как "Алла Пугачева"? Но у Олега это получилось, текст соотносится с описываемым явлением своей же широтой и, как бывает у Кашина, когда он пишет о теме, которой сам с удовольствием дышит, щедро сдобрен вкусными инсайтами. Спасибо и браво!
По-моему, статья замечательная: есть и пафос, и юмор.
Не все песни Аллы Борисовны любил, но ее высочайший уровень чувствовал всегда и пластинки покупал: стоят рядом с Окуджавой, Высоцким и Галичем. (Галич появился позже).
Не так давно слышал "Миллион алых роз", исполняемые уличным музыкантом в Ницце, а пела с ним проходившая мимо наша молоденькая туристка. Он только музыку исполнял, а она захотела спеть, и пела как Алла Пугачева (имею в виду манеру и интонации) и слова не перепутала. А в Грузии есть город влюбленных Сигнахи. Экскурсоводы и местные жители рассказывают, что именно там художник Пиросмани усыпал площадь перед домом возлюбленной розами. Этот мостик дружбы между нашими народами существует до сих пор.
Достойна Алла Борисовна самой высокой награды.
хм... миллион алых роз - компиллированная на русский иранская песня Гугуш, испоненная многими годами ранее.
неуместное и хамское замечание о том, что «Горбачев зачем-то ... наградил еще старую актрису Софью Пилявскую» - ты сначала попробуй прожить такую достойную жизнь, как Пилявская, и доживи до старости, тогда посмотрим на тебя, чмо бородатое.
"посмотрим на тебя, чмо бородатое"
.
Критика хамства в хамском стиле 😈
Увы, слишком часто за другими соломинку видим, а за собой бревна не хотим замечать.... Так и живем, праведниками для других... Себя тоже в этот ряд включаю... Человеческое, слишком человеческое...
Думаю, что Олег Кашин не хотел обидеть память замечательной актрисы Софьи Пилявской. Видимо, необдуманно написал "зачем-то". Логично было бы написать, что сначала надо было наградить Пилявскую, а самой последней Пугачеву. Именно так автор думал, но написал, увы, небрежно. Замечание правильное. Я бы на месте Олега внес поправку в текст. Но "чмо бородатое" как-то грубо звучит. Я, человек старой закалки, полагаю, что вежливость должна быть нормой в общении. Корректное по форме замечание лучше доходит, хотя, я могу и заблуждаться в этом вопросе. А с теми, кого не уважаю, в полемику не вступаю.
+100
Вы абсоютно правы.
уровень дискуссии упал ниже плинтуса в сов.России, ибо хам имеет интернет и умеет стучать по клаве.
Я удивлён даже не тем, что Кашин так написал, а тем, что редакторы это пропустили. Видимо, на редакторах здесь экономят.
Метко сказано !
Конечно, Кашин не думал. Пнул просто походя. Для красного словца.
Все в кучу, много спорных утверждений. Легенда каждая своя для своего поколения; можно спросить тех, для кого легенда, например, та же Земфира; - долго будут смеяться над Пугачевой.
Жаль, что вовремя не ушла, могла бы остаться в памяти целого поколения, как лучшая, но увы, слаб человек...
Интересно, сколько заплатили за эту бездарную заказуху.
"Да, она пережила себя как феномен, но какой-то особенной трагедии в этом нет" - категорически не согласен. Она, безусловно, БЫЛА - как феномен, как символ, как что угодно, - но то, что от неё осталось - это, извините, трагедия... и для неё и для страны. Видеть эту постоянную желтизну с её участием на ТВ, в прессе, в интернете - ну, невозможно просто. Никогда не поверю, что всё это пишется и снимается без её согласия и одобрения. И вся эта жёлтая вакханалия как началась в 90-е, так и продолжается по сей день. И хоть бы одна достойная песня за это время! Первое, с чем СЕЙЧАС ассоциируется её имя - кич, безвкусица, вульгарность.
А «Позови меня с собой», а «Опять метель»? Разве не достойные песни двух десятилетий, на все века? Хотя соглашусь, безвкусного эпатажа предостаточно.
Да и раньше она этим не брезговавала, кичем и далее по списку. У меня восприятие Пугочевой за последнии 30 лет не поменялось. Никогда она не была иконой. Великая и эпатажная певица.
Да, Ротару и Ведищева несопоставимы с Пугачёвой, кто б спорил. Но! Была ведь в ту же эпоху Анна Герман. И вот тут уже...
прекрасный пассаж: "если уж есть возможность бесноваться на стадионе, странно это делать под Евтушенко, особенно в эпоху «Битлз»"
годный текст
Алла - это певица советских людей. Для постсоветских поколений она всегда была бабушкой в миниюбке, живой свидетель и выходец из древней истории, примерно как вечно живой Горбачёв какой-нибудь. У нас уже в постсоветской школе и универе никто из пацанов её песни не слушал, а слушали только родители.
Алла никогда не была певицей советских людей. Она была певицей антисоветских людей в советское время. Что не одно и то же.
Кроме того, дорогой Йети, не путайте жанр и талант. (И в сталинском соцарте работали, безусловно, талантливые люди). Вам может не нравиться жанр, ну так и я его не поклонник. Но, нельзя не признать талант. (ИМХО) Пгачевой по-хорошему наследовали Агузарова и Распутина. Все остальные были уже без лица - все эти бесталанные Зары и др.
Талант признаю конечно
Никто из моих знакомых её не слушал. Её и не надо было никогда специально 'слушать'. Она раздавалась сама собой ото всюду, типично из всяких музыкально-развлекательных громкоговорителей. Мне самому впервые она осела в мозг, когда я катался на велосипедике в каком-то парке и там раздавался из громкоговорителей этот "Арлекино". Потом были песенки "про короля Луи, который не мог жениться по любви", и про то как "Мудрых преподавателей слушал я невнимательно, сделать хотел грозу, а получил козу", и про "эй вы там наверху", и про "возьми там салями и красную рыбу, достань сервелат и пожуй, буржуй!" - это как раз когда ничего такого в обычных магазинах не продавали..., и наконец про тот как "устала Алла". Она конечно талантливая тётка и пела складные песни, которые постоянно долдонились по радио во всяких передачах с чтением писем, поздравлениями родственникам и дарениями им 'хороших песен', вперемешку со всякими Валентинами Толкуновыми, Валериями Леонтьевыми и Софиями Ротару. Они все точно так же были тогда, в неменьшем количестве... но потом начисто растворились во времени. А Пугачёва успешно переползала из одной эпохи в другую, со всеми своими многочисленными мужьями, крикливыми историями и скандалами, блатным шиком, то располневшая с видом рыхлой 50-ти летней, то волшебным образом похудевшая с внешностью 25-летней, никогда ни в чём не противоречившая никаким властям, и вместе с тем всегда с репутацией какого-то слегка предосудительного неповиновения (типа как девчонки-подростки покуривающие в школьном туалете), почему её видимо и не увешали всяческими орденами, как эту самую Толкунову...
не в бровь, а в глаз.
именно так мне Пугачева и создала и закрепила свой образ с 70-х (от моего детсада) и нынешних пор.
Вместе с тем - она, бесспорно, талант и вписала свое имя в историю.
Slon Slonimsky, вот некрасиво написали... И причем именно в том тоне, за который ее же и критикуете... Никто не делает из нее идеала, но через нее дышит та эпоха и в этом ее сила, а не в мужьях, или скандалах, или внешности. Кому то я бы и не стал ничего писать, но вы то ведь очень даже можете, когда захотите выйти за обывательщину. Но в этом комментарии почему-то не захотели...
Однако, Алла Борисовна, всего лишь женщина "которая поет". Да и к тому же, которая "устала". А Вы судите ее, как памятник маршалу Жукову в свете его известных на сей день полководческих талантов. Это - несправедливо !
Во-первых, в юбилей все-таки хочется думать о добром.
Во-вторых, а лучше - то кто ?
Если говорить о русскоязычной эстраде 20-ого века, первый, вероятно, Вертинский, второй - Утесов, а третий (третья) - Пугачева. И близко рядом никого нет. Я - не музыкальный критик, это - чисто личное.
Словечко "мещанство" - это такой бессмысленный советский новояз. Так Софья Власьевна обзывала нормальных, аполитичных людей, не страдающих строительством коммунизма.
многие вещи подмечены правильно, конечно она олицетворяет собой эпоху. звучная фамилия, неподражаемый голос - все есть, но все эти истории с мужьями, какая-то взбаламошность, переменчивость настроения, как будто она и есть типаж России. ей мало будет любых званий и медалей, она выше этого, может и не возьмет еще. на место Матвиенко может назначить? может и согласиться.
«и пусть его переход в историю будет таким же безболезненным и достойным, как и у нее»
Ну как же Путину не лизнуть?
Сравнить кого либо с Аллой Борисовной, это лизнуть? О, какого вы о ней высокого мнения! Пугачёва конечно велика, но и смех и грех тоже.
Всё тоже самое можно было сказать без упоминания Сталина, Брежнева, Горбачёва и тем более, Путина.
Стиль автора: кто про что, а вшивый всё про баню.
Был такой советский анекдот
---
Из энциклопедии через 50 лет: Л.И.Брежнев - мелкий политический деятель во времена Аллы Пугачевой
---
Время застоя (о, сейчас это стабильностью называют), это время Брежнева и Пугачевой. Оба знаковые.. Все таки это естественно, когда говоришь о истории России, упоминать и царствующих царей.