Легализация марихуаны в мире набирает обороты. В прошлом году каннабис стал легальным в Канаде и Южной Африке, еще несколько стран разрешили его медицинское применение. В этом году, по прогнозам, либерализация может распространиться на Люксембург, Францию, Италию и Ливан. Процесс постепенной легализации (на уровне штатов), как ожидается, будет идти и в США: на федеральном уровне каннабис по-прежнему запрещен, но власти смотрят на нарушения сквозь пальцы – например, признают, что не собираются преследовать компании, работающие на этом рынке.
В мире каннабис потребляют около 4% населения в возрасте от 15 до 64 лет, но в некоторых регионах доля гораздо выше (в США она приближается к 15%). Легальная марихуана вытесняет алкоголь, а ее компоненты, не имеющие психоактивных свойств, попадают на массовый потребительский рынок – как добавки к самым разным продуктам, от кофе до еды для собак. На глобальном уровне рынок легальной марихуаны, по прогнозам, будет расти, в среднем, на 27% в год.
Сторонники легализации нередко заявляют, что каннабис безопасней алкоголя и табака (они ссылаются, в частности, на данные о том, что уровень смертности от злоупотребления им гораздо ниже). Но это не значит, что он безвреден. Исследования, публиковавшиеся в последние годы, связывали употребление марихуаны с ухудшением результатов учебы и развитием психических расстройств (включая шизофрению, для нее марихуана, как предполагается, выступает фактором риска у людей с генетической предрасположенностью).
Подобные предупреждения – не новость. Авторы отчета ВОЗ, опубликованного несколько лет назад, отмечали, что частое употребление марихуаны может вызывать зависимость, оно также ассоциируется с развитием психических расстройств и легочных заболеваний (хотя они и признавали, что причинно-следственную связь в ряде случаев еще необходимо доказать). Но с этим связывали и менее очевидные эффекты. Один из них – влияние на восприимчивость к анестезии.
Недавнее исследование, проведенное в одной из американских клиник, обнаружило, что потребителям каннабиса требовалось гораздо больше анестетиков, чем другим пациентам. В некоторых случаях – в несколько раз больше. Правда, задействованные в этом механизмы пока неясны.