
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Кремле
Сергей Гунеев / РИА Новости
Две недели спустя после протестов в Екатеринбурге, вылившихся в антиклерикальный конфликт федерального значения, в Русской православной церкви (РПЦ) решили напомнить о впечатляющих объемах строительства православных церквей в стране.
«Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет», – заявил патриарх Кирилл в минувшее воскресенье после освящения построенного в Страсбурге русского храма. Ранее глава Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион оценивал количество возведенных храмов как близкое к 40 тысячам: «При такой скорости через 30 лет у нас будет 70 или 80 тысяч храмов. Количество монастырей сейчас уже более 900, а до революции их было около полутора тысяч – значит, мы уже перешли серединный рубеж», – заявил он.
Россия – страна православная чуть менее чем полностью, настаивают в РПЦ. Стремление иметь храм в каждом микрорайоне любого крупного города – просто отражение того факта, что трое из четырех россиян считают себя православными. Согласно недавнему опросу фонда «Общественное мнение», к православным себя относят 65% граждан. В РПЦ считают, что 75%. Разница не принципиальна, важнее другое.
Учитывая нюансы в формулировках социологов, речь может идти просто о культурной и национальной идентичности людей, полагают в Центре по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Исследование, проведенное службой «Среда» в 2012 году, выяснило, что истинно православными в строго религиозном смысле слова себя считают меньше половины россиян, и – обратите внимание – из них лишь 4% являются прихожанами. Это в общей сложности несколько миллионов человек. По другим данным, постоянных прихожан РПЦ – «от твердых 0,5% до максимум 2% населения». Эти люди «входят в более обширную группу тех, кто заходят в храмы от случая к случаю – таких до 8%».
У «Левады-центра», также замерявшего глубину российской религиозности, получалось чуть больше – 14% населения. «Люди [в основном] провозглашают себя православными, – отмечали социологи. – Это скорее декларация. На деле, как мы видим, на службы они не ходят, посты не соблюдают». Характерно, что, по данным «Левады», «только около 40% православных уверены в существовании бога, а около 30% из числа тех, кто называет себя православными верующими, вообще полагают, что бога нет».
Храмостроение на подъеме
Расхождение между фактической религиозностью населения и масштабами церковной экспансии в РПЦ игнорируют: размах, который строительство храмов приобрело в стране, направлено на преодоление духовной бедности нации. «[Строим столько храмов] не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить, – поясняет патриарх Кирилл. – Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без бога ничего не получается».
Я вот всё думаю, к кому обращался Христос, когда произносил свою максиму насчет того, что "легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное"?... У них ведь там олигархов-то настоящих и не было - один только царь Ирод... ну еще император римский, но он ведь далеко... И по всему выходит, что обращался он к тогдашнему "среднему классу"...
А если сейчас взять наше общество "в разрезе", то у нас есть те, которые совсем неимущие - этим кроме Бога и надеяться не на кого. Есть те, которые имущие, что называется, "по самые уши" - этим ни на кого кроме Бога надеяться незачем (всё, что может стяжать человек, у них и так есть). А есть ещё "средний класс", который у нас постоянно обирают "не по делу" налогами всякими (особенно этот 13% НДФЛ достаёт), а деньги хоть и есть, но не столько, сколько хочется, да и талантами он не обделён - в общем, есть к чему стремиться!
И вот их касается исключительно вторая часть поговорки "На Бога надейся, а сам не плошай". Они и "не плошают":), чем и заняты постоянно (какой уж тут Бог). А вот те, которые совсем имущие или совсем неимущие - к ним как раз эта вторая часть поговорки, почитай, и не относится никак, потому как плошай / не плошай, а всё едино - либо "молочные реки - кисельные берега", либо "корка хлеба в базарный день". Соответственно этих, наоборот, касается первая часть этой поговорки - в том смысле, что "На Бога надейся"! Ну и, поскольку им ничего и не остаётся, кроме как лезть в это "игольное ушко", то, может, некоторые и пролезут:)
А вот те, которые средний класс - эти навряд ли... Да они и "не лезут" туда совсем - у них и своих дел хватает...
"РПЦ является одним из наиболее успешных российских хозяйственных институтов".
Вот и всё.
Просто это бизнес и отмывание денег.
А дальше, насчёт личности самого Гундяева, представляются две возможности.
Либо он в Бога не верит, и, если так, то больше вопросов к нему нет.
Либо ему кажется, что он с Богом беседует лично, как Давид или Соломон, и Бог ему приказывает заниматься таким-то и таким-то бизнесом. В этом случае вопросов имеется хренова туча.
Только некому их Гундяеву задать.
А вот ещё занятный вопрос: почему в светском, многоконфессиональном государстве, в двадцать эфирных цифровых бесплатных каналов входит канал «Спас»? И кто его финансирует?
И почему каждую субботу по утрам на Первом канале проповедь православного пастыря?
Потому, что в дополнение к старым паразитам (например, Северный Кавказ), к телу пристроились новые - Крым и РПЦ.
Патамучта. Я бы и про остальные 19 задал аналогичный вопрос, что чепуха за деньги плательщиков налогов?!
Интересно читать разглагольствования махровых атеистов о том чего они никогда не понимали и не поймут. Это как слепому рассуждать о красоте или уродстве радуги. Если священник занят стяжательством - к нему верующие не пойдут, а к подвижнику едут со всех концов страны , укрепляются в вере и излечиваются от пьянства и наркомании. А в целом - не будете ходить в церковь - будете принудительно ходить в мечеть - особенно женщины, а также потеряете идентичность как шведы какие-нибудь. Будете «потреблять» и стыдливо отводить глаза от арабов, плодящихся и размножающихся по первой заповеди Бога. По вере Вашей и будет Вам.
Семен, я перед Вами просто снимаю шляпу!
Я вообще считаю, что до тех пор, пока тут на Рипаблике находятся те, кто готов принять на себя вал плевков рассерженной аудитории (а такие, между прочим, находятся регулярно) - до тех пор Россия еще жива!
Не арабов, а арапов. Это ж второй класс ЦПШ!
«Ходите в церковь, дети, не то цыгане (евреи, мусульмане, махровые атеисты, далее по списку) заберут». На данный момент Вам открылась такая вариация «истины», что весь выбор есть между православным фундаментализмом и фундаментализмом мусульманским? С такой проповедью нужно сразу в Чечню, только там это могут принять (справедливо) за конкуренцию. Ведь претензия на обладание конечной истиной характерна для всех видов фундаментализма. Так и бились бы друг с другом и оставили «махровых атеистов» прозябать с их квёлым и нефундаментальными гуманизмом.
Сергей. Очень уважаю ваши взгляды и комментарии. Но по другому не работает. В религиозных противостояниях побеждает тот у кого вера крепче. И шведы с немцами здесь в заведомом проигрыше по сравнению с поляками например. Статистику рождаемости по Европе наверное вы знаете.
> Если священник занят стяжательством - к нему верующие не пойдут
..
популярность у людей не связана с порядочностью или чем либо еще хорошим. Потакая дурным наклонностям несложно собрать вокруг себя дурных людей, а грешников среди верующих всегда было достаточно.
Олег - это не тот случай. В областном городе например стоит пустой кафедральный собор с пятью батюшками и тремя старухами, а в глухой деревне в 10 километрах от этого собора к деревенскому батюшке люди едут со всей страны за советом и помощью. И храмы он восстанавливает без копейки бюджетных денег. Каков поп - таков и приход.
У Кунгурова была занятная история о том откуда деньги
https://kungurov.livejournal.com/235022.html
было много передач о выступлении Путина по Екатеринбургскому скверному собору. Но все вне контекста. Контекст в 3-часовой ТВ встрече где это произошло.
.
Интересен механизм влияния слов Путина на его публику. На примере Собора понятно. Приняли к действию. Хотя Путин говорил не о том, не в том контексте. (а как психовал)
.
Но не менее интересен другой пример. Телеразговор Меркель, Макрона и Путина. И вот чудо-результат.
.
https://www.interfax.ru/world/662457
.
"" ... В правоохранительных органах Франции считают, что движение выдыхается, и последние протестные мероприятия могут оказаться его агонией."" (несмотря на время выборов)
.
Так каков механизм? Просто внимательно слушают что скажет ... . (а может и действительно ... ?)
Так наращивать розничную сеть во времена, когда вся торговля уходит в онлайн — сомнительная стратегия.
Другая православная церковь — украинская, греческая и т.п. — рано или поздно предложит качественное русскоязычное приложение для смартфона, где будут представлены все те же услуги, но быстрее и дешевле. И быстро отвоюет рынок, имея несравнимо меньшие издержки.
Макс, можете не сомневаться ни минуты - для ПОКУПАТЕЛЕЙ рынок "религиозных услуг" давно открыт (Вам разве никогда не предлагали на улице какие-нибудь такие книжечки, причем БЕСПЛАТНО:) Так что, как только - так сразу. Вас там ждут:) ПОКУПАТЕЛЯМ там всегда рады, и желающие по Вашу душу всегда найдутся, да и аппликации для смартфонов наверняка уже есть. Ведь там, где рынок, там для удобства "клиента" делается буквально всё! И уж точно никому там в голову не придет застраивать какие-то скверы какими-то храмами, или городить под эти храмы какие-то ещё насыпные острова:( (Вообще дичь какая-то... средневековье... чего чудить-то, если достаточно скачать просто себе приложение и... ну в смысле чувствовать себя более или менее "отмазанным":)
Но только Вы там как-нибудь поосторожнее (в смысле когда созреете:) Ведь это "рынок" высоко конкурентный, там "операторов" много, и даже свои "МФОшные секты" тоже имеются - могут и по миру пустить:(
Конечно. Если финансовые институты предлагают услугу "страхование жизни" онлайн, кто-то станет лидером и по оцифровке услуг по "страхованию загробной жизни". Может уже и есть и мы просто не интересовались?
Есть, но рекламировать не буду
Экспансия в строительстве храмов с чисто экономических позиций может оказаться инвестиционным пузырем. Мало построить церковь, она должна сама себя содержать, то есть существовать за счет прихожан, или стать частью государства, например, как в Греции. Но при наличии других конфессий и светском характере государства упование на финансирование РПЦ властями может оказаться напрасным. Самой церкви стоит держаться от власти подальше: богу - богово, а кесарю - кесарево. Попытка РПЦ заменить существовавший в СССР агитпроп напоминает насаждение силами КПСС научного атеизма и морального кодекса строителя коммунизма. Насколько успешной была советская пропаганда мы увидели в 1991 году.
Маловероятно, точнее - малорелевантно. Это в условиях конкуренции за потребителя окупаемость инвестиционного проекта играет роль, а в условиях конкуренции за административный ресурс потребление инвестиционного результата осуществляется через потребление бюджета. Будет кто ходить в эти храмы или не будет, участников процесса не заботит. Если прихожан не хватает на пост-фактум содержание новостроя, то в худшем случае можно выбивать содержание из того же госбюджета, опять-таки частично потребляя его по дороге. Так что и этот вариант худший только для бюджета. В наших условиях у РПЦ непробиваемая бизнес-модель, и от прихожан тут ничего не зависит. Чем скверный собор хуже Крымского моста (не тот, что у ЦДХ) или космодрома Восточный?
Автор ошибается только в одном. Даже будучи атеистами, не зная канон, не посещая службы, не соблюдая обряд, - мы все равно остаемся носителями православного культурного кода. Передаем друг другу православный взгляд на жизнь, философию взаимодействия друг с другом и внешним миром. Хотя, по сути, мы идем в церковь только для того, что бы исполнить два языческих обряда: окропить с любовью наломанную вербу и с любовью раскрашенные яйца.
Это, наверно, в генах?
Есть мнение, что религия является частью культуры, а не наоборот. Я лично разделяю это мнение. Таким образом, полагаю, что нас объединяет русская культура. А религии у всех разные. Недавно один автор в умной книжке успешно доказал, что даже большевизм - это такая тоталитарная религиозная секта.
Если присмотреться к другими нациям - носителям православного культурного кода, становится очевидно что лучшее что мы можем сделать для наших детей - поскорей его нахрен забыть.
Bingo!
Есть также мнение, что религия есть атавизм эволюционного процесса (в слабом варианте, как копчик) или вообще побочный эффект эволюционного процесса (в более сильном). Верно, для "религии" нет необходимости иметь в своей конструкции бога, достаточно слепой веры в обладание единственно правильными и окончательными ответы на наиболее важные вопросы человеческого существования.
Я согласен с этим мнением. Безусловно, религия - побочный продукт развития человечества. Этап, который оно, безусловно, перерастет. Если не самоуничтожится раньше, что тоже возможно.
Начали за здравие, а кончили за упокой.
Речь в статье об откровенном паразитизме некой окологосударственной структуры, а не философии атеизма и теологии!
Да кто же спорит с паратизмом-то? :) Но коллеги тут интересные вопросы задают....
назовите хоть один период жизни человечества когда не было веры в Бога?
Античность. Первобытные общества. Советская Россия при большевиках.
Сначала дайте Ваше чёткое определение «бога», а дальше будет видно. А то в дебатах верующие имеют обыкновение его сильно варьировать, вплоть до бессодержательного «бог - это любовь», примите и пр.
Монотеистические религии продукт достаточно развитого общества и подходящи к только к некоторым формам государства. Политеизм более древняя и первичная форма религии. До и сейчас достаточно популярная. Вера в сверхъестественных существ естественна для слабо развитых обществ.
Не факт. Монотеизм - всего лишь разветвление иудаизма. И индийская, и китайская цивилизации благополучно обошлись и обходятся без этой конструкции, а буддизм даже на полноценную религию не тянет, там доминирует этика, а не загробные махинации под нежный лепет мандолины. Просто мы привычно смотрим себе в пупок и не считаем «развитыми» тех, кто не такие. Только «не таких» намного больше, так что монотеизм скорее аномалия чем правило.
Наша русская культура, вместе с Перуном, русалками, Стрибогом и вечевым устоем, была заменена на греческую, православную культуру карательными методами, через кровь и огонь. Религия - это часть культуры, но не нашей. Русское православие тоже менялось несколько раз. Что Вы называете русской культурой? заимствованные у коми пельмени? Японскую изначально матрешку? Удмуртские лапти? Блатной шансон? Нас всех, русских, татар, бурятов объединяет нефть, рубль и матерная брань.
Емкий однако комментарий
Рубль - часть материальной культуры. Мат, как ни странно, тоже часть русской культуры. Другой побочный её продукт. Теряюсь в догадках, как нас объединяет нефть.
Продажа нефтицы-кормилицы генерирует собственно рубль, а неравномерность распределения этих рублей среди народа генерирует мат. Все вместе создает в нас любовь к рублям и к тем, кто распределяет их количество между нами. Но если вдруг случится нарушение гармонии - всегда можно пожаловаться на это Верховному Жрецу, он все видит и даст поручение ВЦИОМу как-то все это растолковать с точки зрения социологии и, может даже, цитологии.
Глубоко :) Поставлю плюс номер семь.
Добавлю чутка говница. Нет никакого "православного культурного кода" хотя бы потому, что у нас страна многонациональная. Но у РПЦ какой -то код есть, который они передают из поколение в поколение. Надо только вспомнить, что это было хотя бы до революции. До революции это была одна из ветвей власти, не жалко замаскированная, как сейчас, а открыто защищенная целыми уголовными укладами по 3-5 статей в каждом. Или еще раньше, во времена так называемого татаро-монгольского ига, церковь не платила налог (возможно за идеологическую поддержку власти орды) и имела своих крепостных. И если наконец вспомнить, что мы все таки сейчас в веке двадцать первом живем, то этих ребят в дорогих сценических костюмах и необходимым сценическим реквизитом надо назвать проще - шарлатаны. Нет уж, оставьте ка этот код себе.
Говнеца много. Как припрет побежишь и к бабкам и к попам - готовься.
Все господствующие в России, на текущий момент, религии относятся к разряду Обрядовых. Проповедь в этих религиях скорее исключение. Все они не требуют от паствы ни осмысления, ни внутреннего морального роста. Только соблюдения обряда. Огульные обобщения, навроде того, что "все эти ребята в дорогих сценических костюмах - шарлатаны", -очевидная часть православного культурного кода, как любое наше неприятие Иного, с чем мы не согласны. Так что Ваше мировоззрение такое же православное.
Иные и Чужие - попы и власть.
Улыбнуло т.к. напомнило известную (и умышленную) логическую ошибку "ненастоящий шотландец", только в зеркальном отображении. Но ценность аргументации (в данном случае - в пользу т.н. "православного культурного кода") та же - нулевая.
Наша неспособность выстроить эффективные институты для создания общества качественного роста - лучшая аргументация в пользу того, что некий православный (византийский) культурный код существует и сильно таки мешает народам с этим мировоззрением конкурировать на международном рынке материального развития и образцов потребления. Мы одеваемся, едим и потребляем контент ровно по тем образцам, что нам дал лютеранский и даже теперь уже конфуцианский культурный код. Warum nicht?
А в гроб «контент» тоже заберёте? Конфуцианский или лютеранский? Вы под любой подстраиваетесь о котором в Инстаграме пишут суперблогеры? А! Я не угадал - смерть это для других- вечное потребление «контента»- это для Вас! Ведь так?
Я думаю даже "эффект колеи" в интерпретации Аузана дает более убедительные аргументы, нежели некий мифический "православный культурный код". Вообще поиск такого вот всеобъясняющего кода - это ленивый выход. Асемоглу и Робинсов в "Why Nations Fail" приводял простой пример для любтелей кодификации. Город Nogales в Соноре и город Nogales в Аризоне. Или еще проще - у северных и южных корейцев тоже разный "культурный код"??
Да. Все сложнее, чем позволяет выразить формат комментов под спорной статьей в инфоресурсе для очень специфической, критически мыслящей аудитории. Во всех примерах, особенно в случае с Кореями, разница в общественных институтах. Правила игры задают варианты возможных действий. Культурный код один. В случае Кореи - культ корпорации и образования (научного или толкования учения Чучхе). В случае Nogales towns - культура передоверия решения лидеру. Есть элита нацеленная на решение проблем - американцы идут за ней. Нету - пьем пиво и зарастаем грязью (люди с активной социальной позицией - те же служители культа, в США культа демократии и свобод. Хорошая религия)
В плане Nogales объяснение "культурного кода" столь же эфемерной "культурой пердоверия..." не объясняет ничего. Я буду повторять аргументацию Асемоглу, только замечу, что границу через Nogales построили только в 1918 году, до этого это было единое целое - в этническом, религиозном, культурном, каком угодно плане. Оказывается, что для радикального изменения этого "культурного кода" достаточно построить стену и за 100 лет - небо и земля, и все институты другие? А в случае с Кореями для изменения "культурного кода" потребовалось вообще меньше 50 лет. С такими временными рамками "культурных код" тянет в максимум на фривольное модное поветрие, которое легко меняется в рамках 1-2 поколений. Или же понятие "культурный код" просто лишено сколь-либо рационального содержания. Мне кажется второе. А вот американцам, кстати, очень не свойственно сидеть и ждать, куда их поведет "элита" - кроме разве что тех, которых эта "элита" поставила на содержание государства. Да и от служителей культа их активная жизненная позиция не особо зависит. Ну и как Вы сами заметили - элита (американская тоже) - она не с Марса. :)
Любой выросший в русской культурной традиции человек, живя в условиях других общественных институтов, меняет свое общественное поведение, но при этом остается при своем мировоззрении (православном, советском, что суть одно и тож). Имеет свой порог терпимости к чужой сексуальности или хаотизации окружающего пространства. Институты, конечно, в некотором смысле продукт культуры. Однако они, будучи воплощением тех или иных принципов, нередко определяют подлинный уровень культуры. Этот взгляд иллюстрирует ряд экспериментов, поставленных в XX веке: очень разные институты были навязаны изолированным группам немцев (в ФРГ и ГДР), корейцев (в КНДР и Республике Корее) и китайцев (в КНР и за ее пределами). Результаты получились поразительные, а вывод – недвусмысленным. Если имеются две группы испытуемых с более или менее одинаковой культурой и первую подвергают воздействию институтов цель которых сохранять госренту (нефть, чернозем, международный транзит) узких групп элит, где население исключено из влияния на экономику, а вторую – капиталистических (конкурентных, поддерживающих наличие многих центров силы),- они почти немедленно начинают вести себя по-разному. (Ниал Фергюсон).
Большинство во что-то верящих не носители христианства, а самые настоящие язычники. В церковь заходят, свечки ставят, - на всякий случай: а вдруг этот бог и в самом деле обидится, или поможет. Но при этом стучат по столу, если нож упал, отгоняя ненужного гостя, пользуются "бабкиными рецептами" (свечку поставить, кстати, один из них) и ходят к ворожеям. Это не вера, и не канон, это суеверие, и об этом не раз писали умные люди, в том числе и верующие.
Ну так а с точки зрения атеиста и христианство - вариация "суеверия", может не стоит одних "язычников" так строго? :)
Я язычница. Языческое отношение к чужим богам не отторжение, а ... просто принимается к сведению, что раз рядом живут люди, верящие в другого бога, значит и бог их рядом тоже присутствует. Когда-то мой друг посещал запретные тогда встречи с отцом Александром Менем и пересказывал мне что-то, о чем им Мень рассказывал. И о том, что в ранние времена христианства язычники готовы были помочь и храм новому богу построить, и его тоже как-то почитать, - ну, уважение оказать. Христиане с этим несогласны были. Язычники не воюют и не воевали за веру. Для нас нормально, что каждый верит по-своему, и нормально относиться с уважением к чужим богам.
Вот потому я и говорю, что мировоззрение у многих людей скорей языческое.
Не возможно не согласиться с Вами
Православный взгляд на жизнь - это самоуничижение и вера в доброго царя? Для пассивно-агрессивного меньшинства может и подходит, но точно не для современного общества. А общество у нас, как ни крути, развивается. Рано или поздно этот морок спадет, думаю рано.
Именно это я и сказал. Наша социальная философия не даёт нам построить цивилизацию, способную устойчиво производить материальный рост качества жизни людей. Православие это не морок, это система свой-чужой, что хорошо, что плохо. Храмы - это коммерция, а уже потом зримая поддержка определенного стиля поведения. Если ты против храма вместо сквера, то ты безбожник. Безбожник не имеет моральных преимуществ перед освятителями крашенных яиц и сломанной вербы.
Построить цивилизацию нам не дает вертикаль власти, с ее воровством, бесправием, вечными походами на войну и подпевалами попами. У всех один интерес: обобрать народ и им прикрыться. Насчет формулировки "безбожник не имеет моральных преимуществ" - краситель яиц тоже. Так что все равны. Нужен православный код - вперед к этим ряженным. Только не надо в школы и в вузы, там полезнее науками заниматься. И в трусы деткам поповскими лапищами лучше не лезть. Ведь сучье какое: никакой православный код им в этом не мешает.
Дак вертикаль власти возникла в силу объективных условий:
реки, текущие в меридиональном направлении к уютной лесотундре и земледелие настолько рискованное что единственный надёжный способ жить лучше чем сосед - сжечь соседский амбар.
Власть нам с Марса прилетела? Или наша мораль разрешает нам, получив в руки любую власть, воровать и кормить народ не хлебом, но священной гордостью за военные победы предков? Вера в то, что хорошо там, где хорошие начальники - это ну вообще основа основ православного мировоззрения!!! Поздравляю! Тест на православность сдан.
Это, к сожалению, верно. Власть - не с Марса, и даже не из варягов. В модели "кормления" (как антитеза частной собственности) по определению можно построить только дорыночную "цивилизацию", вне зависимости от того, кто у нас сегодня царь.
В общем то, что происходит с церковным строительством в России - классический пузырь на рынке недвижимости. Миллионы возводимых квадратных метров, не подтвержденных платежеспособным спросом со стороны потребителей. Итог вполне понятен и легко предсказуем: поток инвестиций рано или поздно (скорее рано) прекращается, во весь рост встает вопрос об источниках финансирования крайне дорогих в эксплуатации объектов. Это если рассматривать проблему исключительно с экономических позиций.
А с позиций христианских Церковь - не здания, а люди, сообщество воцерковленных. Здания хрупки и недолговечны, если нет тех, кому они нужны. Религиозная община создает церковь как здание, а не помещение - общину. Но это конечно неуместный идеализм, а в РПЦ у нас заправляют суровые материалисты.
Не окупится без рекламы. А пока попы при поддержке власти лезут во все щели, как тараканы.
Даже в школы. С переменным успехом и пока больше внеклассно, но очень лезут, они тоже понимают где самый большой и поддатливый рынок... который можно "православно кодировать", пока не вырос...Правда, выдержат ли они конкуренцию с ютьюбом, телеграмом или реддит - не факт.
Массовая культура безусловно побеждает эту средневековую замшелость. Факт. И это дает большие надежды на будущее.
С другой стороны эволюционный атавизм (в сильной версии аргуменгта - побочный эффект) под общим названием "религия" (мне больше нравится "мифологическое мировоззрение" как антитеза научному, а мифологическими бывают и нерелигии) продемонстрировал замечательную способность адаптации даже в самых открытых странах. Одна надежда на то, что наши попы слишком долго жили в условиях монополии (сначала как чуть ли не единственный противовес официальному коммунизму, потом как замещение идеологического отдела ЦК), что к конкуренции просто не готовы. Кроме как за административный ресурс. А обрядовая сторона - да и хрен с ней, не жалко. Хотя... Вспомнился интересный момент. Плавали с супругой и с самым младшим по "Московской кругосветке" - Константиново, Касимов, Тутаев, Нижний... не помню уже еще что, лет 15 прошло. В очередном городе сын напрочь отказался в сотый раз "осматривать фрески Новодевичьего монастыря" и восстал. Пошли с ним на качели, благо на территории монастыря детская площадка. Не прошло и пяти минут, как явилась бодрая девица в косынке и в пиетете, и вежливо сказала: "Эта площадка только для НАШИХ детей, уходите, пожалуйста". Они даже детей делят на наших и ненаших, чего мы тут вообще ждем?
Моему двоюродному брату, таких здесь называют - "С ограниченными возможностями", мы с Вами назовем - "С особыми потребностями", - было отказано в таинстве крещения по причине "куда вы с дебилом своим в храм (даже скорее так: "В ХРРРАМ") приперлись!? Чо он мычит тут, всех прихожан бесит!?". Петергоф, собор Петра и Павла, наше время.