Пароход SS Central America. Фото: South Carolina Maritime Museum

Пароход SS Central America. Фото: South Carolina Maritime Museum

11 сентября 1988 года «Немо», дистанционно управляемый аппарат для работы под водой, погрузился на 2,3-километровую глубину в Атлантическом океане, чтобы обнаружить то, о чем десятилетиями мечтали охотники за сокровищами, – пароход SS Central America. Судно затонуло 12 сентября 1857 года у восточного побережья США, и вместе с ним на дно опустились тонны следовавшего в Нью-Йорк золота, добытого во время калифорнийской золотой лихорадки.

Глава команды инженеров, стоявших за технологиями «Немо», Томми Томпсон проснулся знаменитым – он оказался человеком, нашедшим главный затонувший клад в американской истории. Он стал героем, соединявшим в себе гениальный ум и приключенческий дух, его сравнивали с Жаком-Ивом Кусто. Однако вместо блестящей карьеры, полной новых открытий, Томпсона ждала волна судебных претензий, жизнь в бегах, погоня, суд и тюрьма. Эта необыкновенная история, которую рассказывает Дилан Тейлор-Леман в Narratively, закончилась лишь недавно – 30 лет потребовалось, чтобы те, кто нашел сокровище, получили свою долю и перестали судиться друг с другом.

Томпсона, пишет американский автор Гэри Киндер в книге о судьбе SS Central America, всегда тянуло к изобретательству и морю. Поскольку он хотел создавать технологии для глубоководных исследований, но не слишком жаждал работать на правительство, он обратился к сфере поиска сокровищ. Вместе с геологом Бобом Эвансом он начал искать SS Central America – судно, прозванное «золотым кораблем», было достаточно известным и перспективным, чтобы стать идеальной целью. Впрочем, вопрос о золоте был для коллег на втором плане – прежде всего ими руководили научные интересы.

О пароходе было известно, что в конце лета 1857 года он вышел по своему обычному маршруту из Панамы, где на него садились старатели из Калифорнии, в Нью-Йорк. После остановки в Гаване 3 сентября судно отправилось дальше вдоль восточного побережья США. У берегов Северной Каролины оно попало в сильный шторм и спустя 3 дня затонуло, не справившись с поломками и течью. На борту находились 578 пассажиров и членов экипажа, 425 из которых не удалось спастись. Также, по разным оценкам, на SS Central America было от 3 до 21 тонны золота (в форме слитков, монет, песка и самородков) – как в качестве коммерческого груза, так и среди багажа частных лиц. Потеря этого золота стала потрясением для экономики США и послужила одним из этапов паники 1857 года, которая, в свою очередь, была началом первого глобального экономического кризиса.