Alkis Konstantinidis / REUTERS
Накануне официального визита Владимира Путина в Италию газета Corriere della Sera попыталась выяснить у хозяина Кремля, готов ли тот уйти из политики по окончании текущего срока. «Об этом пока рано говорить. Впереди еще пять лет напряженной работы, – уклонился президент от ответа, – И при такой стремительной динамике, которую мы сейчас наблюдаем в мире, трудно делать прогнозы. Поверьте, сейчас мне есть чем заняться в том качестве, в котором нахожусь».
Нежелание Путина расставаться с властью всем известно, и тем не менее, 66-летнего российского лидера продолжают об этом спрашивать – в последнее время все чаще. «Куда вы так спешите? Я пока никуда не собираюсь», – заявил президент, выступая полгода назад на бизнес-форуме «Россия зовет!», когда один из участников пленарной сессии Майкл Генри, представлявший бостонскую инвестиционную компанию Wellington Management, деликатно поинтересовался будущим страны после того, как Путин покинет политическую сцену.
Планы Путина, разумеется, интересуют не только иностранцев. «Нет», – твердо ответил хозяин Кремля на вопрос россиян, не надоело ли ему быть президентом. И он, напомним, был наименее эмоциональным из тех, что граждане посылали со своих телефонов в ходе последней прямой линии – семнадцатой по счету на девятнадцатом году путинского правления. Некоторые из этих вопросов, больше похожие на дерзкие реплики и даже прокламации, проецировались на большой монитор студии, служивший фоном общения президента с населением: «Когда вы уйдете в отставку?», «Когда вы перестанете нарушать положение Конституции о максимальном президентстве в два срока?», «Три срока президентства – достаточно!», «Может вы устали, и вам пора отдохнуть?».
Согласно последним опросам «Левада-центра» более чем каждый третий гражданин страны (38%) не хотел бы видеть Владимира Путина на посту президента по окончании текущего срока. Доля таких ответов за последний год выросла на 11 процентных пунктов. Впрочем, 38% – еще не рекорд. Осенью 2013 года россияне, выражавшие усталость от путинского президентства, составляли немногим менее половины населения – 45%. До недавних изменений методики опроса другой социологической службы – ВЦИОМ ее исследователи установили, что доверить решение важнейших государственных задач действующему президенту готовы лишь 31,7% респондентов.