Российские патриоты всегда и во многом справедливо критиковали Латвию за существование юридического статуса «неграждане», к которому относятся в основном русскоязычные бывшие граждане СССР и их потомки и чьи права ограничены. Между тем ограниченность прав самих патриотов в России достигла такого уровня, что впору говорить о статусе неграждан РФ, к которому относится примерно все население – кроме тех немногих, кто в данный конкретный момент находится у власти.
Право на жизнь
В эти дни мы вспоминаем трагедию в Беслане. 3 сентября 2004 года силовики провели неподготовленный и, называя вещи своими именами, преступный штурм школы №1, где в заложниках у террористов с 1 сентября находилось 1128 человек. Штурм с применением оружия неизбирательного поражения – огнеметов и танков – принес большую часть жертв, как показал в независимом расследовании депутат Госдумы Юрий Савельев. Всего в Беслане погибло 334 человека, в том числе 186 детей.
Официальное расследование не закончено до сих пор. Руководители спецслужб и чиновники, руководившие штурмом, ответственности не понесли. Власть своей вины не признала, государство формально отнеслось к компенсациям и реабилитации пострадавших и родственников жертв (смотрите снятые к 15-летию трагедии фильмы «Новой газеты» и Юрия Дудя).
Вина Российской Федерации установлена Европейским судом по правам человека: в 2017 году суд пришел к выводу, что российские власти нарушили в отношении заложников статью 2 Европейской конвенции о защите прав человека, которая гарантирует право на жизнь. По мнению суда, власти не спланировали должным образом спасательную операцию, чтобы минимизировать риск для жизни заложников. Иск в Страсбург подавали 409 человек, бывшие заложники и их родственники. ЕСПЧ назначил им в общей сложности €2,955 млн компенсаций. Россия выплатила эти компенсации (кроме одной женщины, у которой проблемы с документами). Россия всегда так делает, когда нарушает права своих граждан и не признает этого. Бюджет стерпит.