В штате Калифорния расположены штаб-квартиры почти всех самых дорогих интернет-компаний: Apple, Google, Facebook, Netflix, Adobe и PayPal. Там же живет большая часть самых богатых технократов мира, чье влияние распространяется на миллиарды обычных людей по всей Земле. Может ли экономическое могущество Кремниевой долины сделать её третьей независимой политической силой в США помимо демократов и республиканцев?
Что происходит сейчас
В штате Калифорния живет около 40 млн человек (или 12% всех американцев), а его ВВП в 2018 году составил больше $3 трлн, или 14,5% от всей экономики США. Это немного больше ВВП всей Великобритании (где при этом живет в полтора раза больше людей) и почти в два раза больше ВВП России (где живет в 3,5 раза больше людей).
С начала президентского срока республиканца Дональда Трампа штат Калифорния подавал иски в суд на федеральное правительство больше 50 раз – что неудивительно для самого крупного «синего» штата, где все три ветви власти контролируются Демократической партией, а подходы к налогам, мигрантам и социальному обеспечению принципиально отличаются от курса правительства Трампа. Избранный в 2018 году губернатор Гэвин Ньюсом считает, что «Калифорния – это будущее Америки»: большое правительство, высокие налоги, социальные пособия, экологические ограничения, движение к бесплатной медицине.
Однако существует и другой взгляд на Золотой штат. К примеру, консервативный историк Виктор Хэнсон называет Калифорнию «первым американским государством третьего мира» («America’s first third-world state» – игра слов, так как state обозначает и государство, и штат). Он считает, что его жители живут в «средневековом обществе», где «царская элита» процветает и обогащается за счет обычных калифорнийцев, с которыми «обращаются как с крестьянами». Можно было бы списать такие разные взгляды на политические разногласия, однако опросы показывают, что 53% калифорнийцев хотят переехать в другой штат, причем среди миллениалов это число возрастает до 63%. Что-то явно идет не так.