На сверхурочную работу. Москва, 10 августа 2019 год. Фото: Maxim Shemetov / Reuters

На сверхурочную работу. Москва, 10 августа 2019 год. Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Представим себе, что на Россию кто-то напал – какой-нибудь наиболее вероятный или, наоборот, совершенно невероятный противник. И случилось это в воскресенье. Армия отбила нападение, но солдаты и генералы сверхурочно поработали. К кому подавать иск о возмещении ущерба? Наверное, к нападавшей стороне в рамках общего требования контрибуции – прямо написать отдельной строкой «оплата сверхурочных личному составу», и другой строкой «амортизация техники». Ну или разрешить грабеж и насилие на территории противника.

А что если в воскресенье случилась учебная тревога по приказу министра? Очевидно, армейский HR должен зафиксировать переработку и выплатить всем переработавшим двойную зарплату или дать отгулы. Но как возместить эти расходы? Министр заплатит из своего кармана? Наверное, стоит подать иск к гражданам страны – ведь это ради их защиты тренировались солдаты в выходной.

Или возьмем МЧС. Допустим, в субботу начался паводок, работали специалисты и техника, спасали людей. К кому подать иск? К Росгидромету? Или к людям – ведь они же оказались в затопленных домах во внеурочное время?

Много сложных вопросов возникает по поводу двух исков, поданных московским ГУ МВД к оппозиционерам за привлечение полицейских и техники для обеспечения общественного порядка на несогласованных акциях протеста 27 июля и 3 августа. На общую сумму почти 18 млн рублей.