В конце октября Владимир Путин отправил в отставку главу Совета по правам человека Михаила Федотова и назначил на его место лояльного власти секретаря Общественной палаты Валерия Фадеева. Одновременно из состава СПЧ были исключены политолог Екатерина Шульман, руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков и профессор ВШЭ Илья Шаблинский. В разговоре с Republic Шаблинский рассказал, как Владимир Путин реагировал на доклады Совета и почему администрацию президента перестала устраивать позиция СПЧ.
Московские протесты
Летние события оказали на некоторых представителей власти серьезное воздействие, кого-то в администрации президента это сильно обеспокоило. После того, как стало известно, что Михаила Федотова попросят подать в отставку, я понял, что нескольких человек, в том числе меня, из Совета удалят.
Реальные причины произошедшего могут назвать лишь те, кто решил исключить меня, Павла Чикова, Катю Шульман и Евгения Боброва из состава СПЧ. Совет был создан в 1993 году как экспертный орган, который указывал президенту на какие-то недостатки, на нарушения прав и свобод, допускаемые госструктурами или конкретными чиновниками. Так или иначе, президент должен был прислушиваться к экспертам, потому что он должен им доверять. Я выступал перед президентом и указывал на случаи, когда нарушались права конкретных людей или целых групп, например, дальнобойщиков. Я также рассказывал о нарушениях на избирательных участках. В этом году комиссия по избирательным правам СПЧ, где я был председателем, пришла к выводу, что недопуск независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму – это произвол, реализация политического замысла.