Фото: EOmFsCJnzs8/Youtube
25 октября на территории войсковой части № 54160 рядовой Рамиль Шамсутдинов из автомата застрелил восемь сослуживцев, еще двое получили ранения. Официальной информации о причинах ЧП ни от Минобороны, ни от правоохранительных органов до сих пор не поступило, СМИ остается ссылаться на анонимные источники или самостоятельно добывать документы. В случае с расследованием этого убийства очевидно: если экспертиза не выявит у Шамсутдинова психических отклонений, являющихся основанием для стационарного лечения, то его, скорее всего, приговорят к пожизненному лишению свободы. Так что главная задача СКР и прокуратуры – выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Жертва с кнопочным телефоном
В последние годы Минобороны с гордостью сообщает о снижении количества преступлений, связанных с неуставными отношениями. В 2014 году этот показатель сократился на 16%, в 2016-м – на 40%. По итогам 2018 года Главная военная прокуратура докладывала, что число правонарушений среди солдат уменьшилось на 11,2%, в частности, по фактам рукоприкладства – на 45,5%. Одни проценты, из которых нельзя сложить реальную картину. Согласно данным Судебного департамента при Верховном суде, за первую половину 2019 года 52 человека были признаны виновными в неуставных отношениях. Для сведения – в минувшем году осудили 101 военнослужащего. То есть динамика нулевая.
Если раньше «дедовщина», по версии отдельных командиров, помогала поддержанию порядка, то теперь суть неуставных отношений – в выбивании денег. Как следует из доклада организации «Гражданин и армия», опубликованном в 2017 году, рост жалоб на денежные поборы составил 7%. Кстати, отец Рамиля Шамсутдинова рассказывал, что незадолго до трагедии сын в телефонном разговоре попросил перевести 1500 рублей на чужую банковскую карту в счет «долга».