Церемония инаугурации Владимира Путина, 2018 год. Фото: Ekaterina Shtukina / Reuters

Церемония инаугурации Владимира Путина, 2018 год. Фото: Ekaterina Shtukina / Reuters

Сообщения о предстоящей конституционной реформе повергли значительную часть российской прогрессивной общественности в глубокое уныние: многочисленные комментарии связывают предстоящие изменения с угрозой пожизненного правления Владимира Путина и закрепления авторитарного режима на долгие десятилетия, если не на века. Не оспаривая утверждений о заведомо антидемократическом характере намеченных преобразований, стоит, однако, задаться вопросом о том, какую роль в политической жизни нашей страны играет Конституция и что она означает для динамики политического режима.

С функциональной точки зрения, конституции в самом общем виде дают ответ на вопрос о том, кто правит в той или иной стране и на каких условиях: не более того, но и не менее. Иногда это «основное блюдо» конституций приправлено гарниром и приправами из разного рода деклараций, но, по большому счету, они не столь значимы для регулирования политического процесса. И если для многих правоведов тексты конституций служат юридическим эквивалентом Священного Писания, то политологи и экономисты относятся к ним куда более прагматично. Нобелевский лауреат Дуглас Норт справедливо заметил, что «институты… создаются для того, чтобы служить интересам тех, кто занимает позиции, позволяющие влиять на формирование новых правил». По мере того как меняются со временем и конфигурация игроков, и их интересы, меняются и институты – в том числе и конституции. Эти изменения не всегда затрагивают сами тексты конституций, а куда чаще касаются применения их положений на практике. Более того, сами эти тексты (иногда преднамеренно, а иногда и нет) носят довольно общий и размытый характер, оставляя широкий простор для интерпретаций, которые еще в большей мере обусловлены интересами ключевых игроков. Примерам такого рода несть числа в конституционной практике самых разных стран, и Россия здесь отнюдь не выступает исключением. Другое дело, что в стабильных политических режимах (не только в демократиях) кардинальная смена интересов происходит не так часто, и оттого поправки к текстам конституций порой вызывают всеобщее внимание. Но что именно отражают эти тексты на самом деле?