Бизнес-акселератор Station F. Фото: station F / facebook.com

Бизнес-акселератор Station F. Фото: station F / facebook.com

Российский технологический стартап LoyalMe сегодня развивается на трех рынках: российском, американском и французском. «Деньги» обсудили с его основателем Константином Родченко, почему он выбрал именно такую стратегию и стоит ли ее повторять другим стартапам из России – или лучше сразу ориентироваться на США.

Франция – не самая очевидная страна для развития стартапа. Почему именно французский рынок?

– На это повлиял мой профессиональный бэкграунд, а также инициативы французского правительства по привлечению стартапов.

У меня давние связи с французским рынком. До открытия LoyalMe в 2010 году я работал бренд-менеджером во французской косметической компании L’Oreal. Она включает в себя более 20 брендов, и я общался с главой каждого из них. Впоследствии эти люди стали «биг боссами» в разных косметических компаниях, в том числе во Франции. Когда я основал компанию по продаже программ лояльности, то, конечно, легче всего было продавать этот продукт знакомым. Поэтому так вышло, что большая часть наших клиентов – французские бренды.

В 2013 году я поступил в международную бизнес-школу INSEAD (программа Global Executive MBA) и учился на ее французском, сингапурском и абу-дабийском направлениях. В какой-то момент я подумал: если я учусь в школе, у которой такие сильные позиции во Франции, а все мои клиенты – французские компании, то можно посмотреть, что представляет из себя местный рынок. Оказалось, что последние несколько лет во Франции происходит бум инвестиций в технологические стартапы на фоне запуска в 2013 году правительственной программы French Tech, которая поддерживает соответствующие стартапы и развивает инновационные кластеры.

Франция известна своей инженерной культурой, там много талантливых специалистов. Инноваций из Франции всегда было довольно много, а сейчас французский инновационный рынок оценивают как второй во привлекательности в Европе (по каким-то параметрам на первое место ставят Великобританию, по каким-то – Германию).

Эти тенденции особенно активизировались с приходом президента Эммануэля Макрона. Я присутствовал на его выступлении в Париже в бизнес-инкубаторе для стартапов Station F около двух лет назад. Тогда он очень ярко и аргументированно рассказывал, почему французское правительство намерено поддерживать стартапы, как оно будет делать экосистему более привлекательной для внешних предпринимателей и инвесторов, какие преимущества дает участие в программе French Tech. И вскоре после этого наша компания LoyalMe стала резидентом Station F – бывшего поездного депо, которое теперь стало самым большим в мире стартап-инкубатором.

Получается, в тех местах, которые в Москве переделывают под фудкорты, в Париже создают бизнес-инкубаторы…

– Сейчас к этому зданию в Париже тоже пристраивают огромный фудкорт, потому что это необжитая территория и предпринимателям там даже негде было пообедать. В этом же месте также строят гостиницу специально для стартаперов, чтобы они могли выгодно арендовать недвижимость во Франции.

Можете рассказать, что вы сделали, чтобы стать резидентом Station F?