Конкретный сценарий «транзита» – то есть сохранения власти в России в нынешних руках – на самом деле не важен. Все поведение элиты после послания президента говорит о том, что она готова запереться в башне из слоновой кости, защищать свою власть силой и постепенно – как бы это сказать? – вырождаться.
Володин и смысл
В четверг, как известно, Госдума одобрила законопроект о путинских поправках в Конституцию в первом чтении. На заседании глава профильного комитета и сопредседатель рабочей группы по правке Конституции Павел Крашенинников сказал, что «общенародное голосование» состоится уже после подписания поправок президентом. В чем тогда смысл этого голосования? – спросила спикера Думы Вячеслава Володина корреспондент Би-Би-Си. Вот что ответил спикер:
– Смысл в том, чтобы вы, представляя зарубежное средство массовой информации, такую форму, которую мы для себя избираем, – сложную, но при этом демократичную, когда в обсуждении всех этих поправок принимают участие не только депутаты, члены Совета Федерации, региональные парламенты, но в конечном счете все это будет решаться гражданами нашей страны, – и для своих стран брали и реализовывали.
Видео ответа Володина разлетелось по соцсетям как пример высказывания, со смыслом не имеющего ничего общего. Конечно, нам не привыкать, таких высказываний всегда было довольно много, и депутаты тут обычно на передовой. Но все же спикер Госдумы, четвертый человек в стране, комментирует конституционную реформу… Раньше-то он, помнится, в граните отливал: «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России»… Да, наверное, даже четвертый человек и завзятый трибун не смог подготовиться к такой быстрой и путаной реформе, а помощники не знали, как и брифовать его перед общением с журналистами.
Но еще не вечер, на самом деле связь со смыслом, а потом и связи между словами будут теряться все больше. Такова логика развития режима. Потому что единственный его смысл – «мы хотим править всегда и за ваш счет» – скрывать за красивыми конструкциями будет все сложнее, а делать это будут все менее умелые люди. Впрочем, и подданные с помощью соответствующей пропаганды забудут сложный язык. Чем дольше сохранится путинский (в широком смысле – необязательно лично с Путиным во главе) режим, тем меньше смысла будет в словах, тем сложнее для жителей России будет соединять слова в предложения (я не большой знаток антиутопий, но «Кин-дза-дза» Георгия Данелии тут, пожалуй, подходит).
Почему так? В общем, потому, что этот путь выбран элитой, и нынешняя правка Конституции вместе со сменой правительства эту перспективу только подтверждают.