Перед вами очень простой текст, не являющийся философским, – о современном состоянии мировой и российской философии и о том, как она к нему пришла.
1. Философия – довольно странная специальность. Раньше (до 1820–1830-х годов) так называлась вообще вся теоретическая наука, включая физику и химию (поэтому, например, в США до сих пор по всем наукам присуждают степень «доктора философии»). За ее пределами лежали только медицина, право и теология. Потом постепенно, в результате гумбольдтовской реформы университета, частные науки отделились, а философия превратилась в отдельную дисциплину. То есть ее статус примерно такой же, как у Великобритании после распада Британской Империи, но без Содружества наций.
2. Примерно сразу после того, как философия тем самым обособилась, ее начало «колбасить». Было неясно, каков ее предмет, чем она теперь будет заниматься. Были претензии психологии – как объективной, позитивной науки о душе – на то, что она возьмет на себя философские задачи. По умолчанию претензии были и у теоретической физики. Решение было найдено одновременно Г. Фреге и Э. Гуссерлем на основе неокантианства: оба заявили о философии как об априорной, трансцендентальной сфере. Но если Фреге предложил редуцировать философские вопросы к формальной логике (вынеся за скобки опыт), то Гуссерль не стал столь резко отказываться от эмпирии и в частности от психологии, предложив перевести эту психологию в трансцендентальный, априорный план и придумав оригинальный эмпирико-трансцендентальный метод, названный им феноменологией.
Школы Фреге и Гуссерля быстро поссорились между собой, и произошел институциональный раскол двух ветвей философии, аналитической и континентальной, определяющий сегодняшнее состояние дисциплины. Представители этих ветвей знают друг о друге, могут иногда на что-то друг у друга сослаться, но в целом существуют абсолютно независимо друг от друга: принципиально отличаются метод, стиль, жанр научной работы, ценностно-политические презумпции, отношение к естественным наукам и так далее. Но обе ветви называются философией, что, конечно, глубоко затрудняет существование этой дисциплины в глобальном мире. Нет консенсуса по профессионализму (в одном случае это знание истории философии, в другом – большого числа англоязычных статей в журналах за последние 10 лет), по определению того, что такое философия (наука обо всем или методологическая добавка к естественным наукам и повседневному здравому смыслу), по тому, что составляет основные вопросы (континентальная философия чаще ставит историчные вопросы в отношении современности, занимается интерпретацией произведений искусства и критикой идеологичного здравого смысла, а аналитическая философия занимается такими вопросами, как свобода воли и реальность психики (mind) перед лицом физического детерминизма – вопросами, которые континентальная философия считает в целом снятыми со времен Канта).