Парад Победы 9 мая 2015 года, Москва. Фото: Kremlin.ru

Парад Победы 9 мая 2015 года, Москва. Фото: Kremlin.ru

Поправки в Конституцию России породили множество трактовок; чаще всего их связывают с транзитом власти и попыткой в какой-то форме продлить полномочия Владимира Путина. Но есть и любопытные частности. Если в преамбулу введут понятие «народа-победителя во Второй мировой войне» (как предлагают в том числе члены рабочей группы по поправкам), это станет формой конституционного закрепления преемственности с СССР. Победа в войне станет не просто важным, а главным, практически государствообразующим событием истории России – с нее будет начинаться Конституция. День Победы, таким образом, получит новое идеологическое наполнение – став главным официальным праздником государства, чем-то вроде «дня независимости».

Главные праздники

У стран Запада, на которые Россия одновременно и хочет быть похожей, и старается им себя противопоставить, главные государственные праздники, как правило – даты событий, которые изменили историю страны, с которых начался новый исторический этап. У французов это 14 июля, День взятия Бастилии, после него была провозглашена республика. У американцев это 4 июля, День независимости, в этот день в 1776 году была принята Декларация независимости США. У немцев главный государственный праздник совсем свежий – это День германского единства, 3 октября. В 1990 году в этот день был подписан Договор об объединении Германии. Главный государственный праздник, как правило, является днем рождения современного государства в его нынешней форме.

В Советском Союзе таким праздником была годовщина Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября). Празднование длилось два дня и включало военный парад и демонстрацию трудящихся – высшую форму демонстрации единства советского народа и коммунистической партии. С распадом СССР День Великой Октябрьской революции перестал быть главным праздником (официальных мероприятий не было уже в 1991 году, но день оставался выходным до 2005 года, с 1996 года это был День согласия и примирения).