Анализ и расшифровка ДНК – модная тема. Технологию секвенирования ДНК взяли на вооружение различные компании, которые предлагают на ее основе множество услуг: от помощи в составлении генеалогического древа до индивидуально подобранного режима питания. Остаются, впрочем, сомнения в точности и надежности полученных в ходе анализа ДНК результатов и уж тем более – рекомендаций на их основе.
Вообще, диетологическая (нутрициональная) геномика, работающая напрямую с потребителем, как индустрия сегодня на коне: по некоторым оценкам, в этом году она дорастет до $1 млрд, а к 2028-му ее объемы достигнут $6 млрд. В настоящее время подобные услуги предлагают 45 компаний по всему миру (19 из них – в Северной Америке и 21 – в Европе), 41 из них продает наборы для самостоятельного сбора ДНК. Эти компании обещают выявить «генетическую» чувствительность ко многим веществам и продуктам, включая соль, алкоголь, кофеин, а также дать советы по метаболизму белков, углеводов и жиров в организме.
Авторы издания Science Based Medicine (как видно из названия, медиа во главу угла ставит доказательную медицину) посвятили изучению этого вопроса несколько статей, их выводы таковы: во-первых, хайп вокруг разработанных на основе секвенирования ДНК советов по питанию сильно преувеличен и далеко не всегда подкреплен научными исследованиями. А во-вторых, у диетологической геномики больше общего с астрологией, чем собственно с наукой.