Гипермаркет-дискаунтер «Ашан» в городе Мытищи. Фото: В. Киселев / РИА Новости

Гипермаркет-дискаунтер «Ашан» в городе Мытищи. Фото: В. Киселев / РИА Новости

Статья о коррупции в российском отделении продуктового ритейлера «Ашан», опубликованная французским экономическим изданием Les Echos 6 марта, взорвала французские СМИ. Согласно публикации, российское направление, которое долгое время было для ритейлера «дойной коровой», уже четвертый год фиксирует снижение продаж. Видя такое положение дел, экс-гендиректор российского «Ашана» Франсуа Реми в октябре 2018 года пригласил на работу юриста Алексея Жаркова. Он проводил внутренний аудит и отлаживал бизнес-процессы в департаментах ритейлера. Летом 2019 года на Жаркова было совершено нападение, из-за которого он попал в больницу на несколько недель. После выхода из больницы контракт с ним не был продлен. Кроме того, в российском «Ашане» прошел ряд отставок, свой пост покинул и Франсуа Реми.

Жарков связывает нападение на него со своей деятельностью в «Ашане». Ритейлер в официальном комментарии признает, что российский «Ашан» «мог столкнуться» с коррупционными действиями, но при этом утверждает, что говорить о такой связи нет оснований, а отставку руководства называет «управленческим решением». О том, как обстоят дела с коррупцией во французском ритейлере, бывший аудитор компании рассказывает в интервью Republic.

– Коррупционные проблемы существуют у «Ашана» только в России? Что вам известно о ситуации в других странах?

– На уровне слухов мне известно, что какие-то коррупционные вопросы в разное время решали в отделениях «Ашана» в Италии и Китае. Но учитывая спектр моей ответственности в России, я не имею возможности компетентным образом комментировать коррупционные ситуации в других странах.

– С падением продаж на российском рынке сталкивается не только «Ашан». Как вы считаете, насколько сильно влияют на ухудшение финансовых показателей именно коррупционные схемы? Можете ли вы привести конкретные цифры?

– В продуктовом секторе собственной торговой марки коррупционные схемы влияют на цены до 2%. Я могу привести в пример конкретные ситуации. Когда у нас началась работа с бывшим гендиректором «Ашана» Франсуа Реми, изначальной задачей было сделать прозрачными отношения между ритейлером и его поставщиками. Потому что если отношения прозрачные и мы понимаем, что от ритейла хочет поставщик, и наоборот, то получается конструктивный диалог. В результате удается избежать посреднических услуг и нестандартного регулирования.

Приведу такой пример: самые видные и доступные полки в ритейлере были забиты не доступными товарами, а товарами по промоакции. И когда, например, пожилой человек идет в «Ашан» и хочет купить определенный товар за низкую цену, он не может этого сделать, так как ему сложно подняться на лестницу или нагнуться, чтобы достать товар с нижних полок. Я не исключаю, что подобные схемы существуют и в других ритейлерах, но я работал именно с «Ашаном» и видел, что там это приводит к оттоку пожилого поколения в другие магазины.

Второй момент. Сегодня в России большая покупательная способность у молодежи, которая интересуется продуктами ЗОЖ. Это был наш потенциальный потребитель. Однако в «Ашане» только совсем недавно начала развиваться концепция здорового питания и здорового образа жизни. То есть мы теряли такую важную категорию покупателей, как молодежь.

Определенную маржу забирало и всякого рода нестандартное регулирование. В колбасном секторе было большое количество продуктов, по которым показана отрицательная доходность. В какой-то момент мы констатировали, что национальным поставщиком являются в большинстве московские компании, которые зачастую продают не всегда качественную продукцию. В связи с этим я предложил провести дегустацию колбас, в которой участвовали бы и региональные поставщики. Они смогли бы предложить и лучшие цены, и более качественную продукцию. Но этого так и не было сделано.

Многие региональные поставщики не могут достучаться до московского центрального офиса закупок, так как встречаются с большим количеством преград со стороны региональных закупщиков. Таким образом, решение по продукции принимается на уровне закупщиков, а не потребителем, который, на мой взгляд, имеет право выбирать, что покупать.

Как это отражалось на кармане потребителя?