Обломки Boeing 777 на авиабаза Гильзе-Рийен - военная авиабаза на юге Нидерландов. Фото: defensie.nl

Обломки Boeing 777 на авиабаза Гильзе-Рийен - военная авиабаза на юге Нидерландов. Фото: defensie.nl

Сегодня в 11.30 по московскому времени в Окружном суде Гааги начинается судебный процесс, которого более пяти с половиной лет ждали родственники погибших и все, кого затронула трагедия рейса MH17. В этом процессе много символизма. Слушания будут проходить в современном судебном комплексе Схипхол, недалеко от одноименного международного аэропорта, откуда днем 17 июля 2014 года вылетел тот самый злополучный рейс в Куала-Лумпур. Недалеко от летного поля расположен открытый мемориал, представляющий собой 298 деревьев по числу погибших в катастрофе.

Интерес к процессу высок: ожидается, что на суд приедут многие из родственников погибших, уже аккредитованы сотни журналистов. Предприняты особые меры безопасности, граждан с симптомами коронавирусной инфекции попросили оставаться дома и в суд не приходить.

Как часто бывает в таких случаях, первые дни будут посвящены организационным, в основном техническим вопросам. Пока мы расскажем, каковы особенности этого процесса и что от него стоит ожидать.

Гаагский, но не международный

Несмотря на близость к «столице международного правосудия» Гааге (Схипхол расположен примерно на полпути между Гаагой и Амстердамом), суд по MH17 – национальный, и применяться в нем будет уголовное право Королевства Нидерландов. Именно таким было общее решение государств – участников объединенной следственной группы, обладающих уголовной юрисдикцией по различным основаниям (государства, граждане которых погибли в катастрофе, Украина как государство места совершения преступления, Малайзия как государство регистрации самолета). Отсутствие среди них России, на что она, кстати, неоднократно жаловалась, имеет среди прочих простое юридическое объяснение – формальная правовая связь России с преступлением появилась только тогда, когда обвинения были предъявлены ее гражданам.