Мария Покровская
В 2010х ресторатор Алексей Ходорковский был известен в Москве креативными проектами – у него был бар Twinstars, где работали одни близнецы, потом он с партнерами запустил Mitzva Bar, построенный вокруг современной еврейской кухни, а ещё выкупил исключительные права на все работы художника Васи Ложкина до 2012 года. На этой неделе Ходорковский прославился тем, что вместе со своими поварами начал готовить на кухне своей бургерной еду для сотен мигрантов, запертых в московских аэропортах. С тех пор ресторатор кормит их бесплатно – из-за закрытия авиасообщения многие граждане Средней Азии по-прежнему не могут улететь из Москвы и фактически оказались брошены на произвол судьбы посольствами и авиакомпаниями.
Ходорковский предложил поучаствовать в этой акции и другим столичным рестораторам, но практически никто его не поддержал. В интервью «Деньгам» Алексей рассказывает, почему его это не удивляет, критикует за бессмысленность меры поддержки бизнеса, объявленные Путиным, и провожает в последний путь московский ресторанный мир, каким мы его знали.
Меры, принятые с целью помочь бизнесу, честно говоря, даже не полумеры, а самые что ни на есть недомеры. Какие-то копеечные налоговые льготы – это можно даже не считать. Дальше мы имеем отсрочку в оплате аренды для некоторых типов бизнесов, арендующих у города. Однако у города арендует мизерное количество арендаторов, и обычно это не простые бизнесмены.
Ну, и надо понимать, что это даже не каникулы, а просто отсрочка. А где потом взять деньги? Или правительство надеется, что с 1 июля все радостно ринутся в рестораны тратить деньги, которых у них к тому времени точно не будет?
На Полянке у нас была бургерная, мы на прошлой неделе её закрыли, потому что всё опустело. Она стоит закрытая, но аренду платить надо, как и здесь, на Электрозаводе. Да, всё работает в минус. Мы даже надеялись, что объявят карантин и мы сможем спокойно закрыться, со спокойной душой, и из-за форс-мажора, может быть, не платить аренду. Потому что главное, что убивает нас, – это аренда.
Так вот, нерабочая неделя – абсолютно издевательская мера, которая не только не помогает нам, а просто добивает нас окончательно. Это не чрезвычайное положение, не карантин – просто неделя выходных. Арендодатели это форс-мажором в юридическом смысле не считают, поэтому многих это просто окончательно уничтожит как бизнес.
Мария Покровская
Недавно вышла очень пронзительная статья в Forbes хозяйки «Андерсона» (Анастасия Татулова – прим. редакции), сети семейных ресторанов – почему государство не поддерживает рестораторов. Поддерживать нужно всех. Рестораторы не более особенные, чем кто-то другой. К сожалению, мы понимаем, что наше государство никого поддерживать не будет – и не может, и не хочет, это уже не первый раз. Просто всё обнулится. Кто-то останется за бортом.