Пандемия снова вернула в публичный дискурс словосочетание «нулевой пациент». Этот очень популярный, образный, но довольно скользкий термин с самого своего изобретения в 1980-х регулярно — и ошибочно — применялся в случае со вспышками инфекционных заболеваний. COVID-19 не стал исключением, утверждает в статье для The Conversation Ричард Маккей с факультета истории и философии науки Кембриджского университета.
Так, в начале марта один из основателей Apple Стив Возняк предположил в твиттере, что он и его супруга могут оказаться «нулевыми пациентами» в случае проникновения коронавируса в США: они вернулись из Китая с характерными симптомами. Впрочем, позже он признался, что использовал эту фразу в юмористическом контексте. Однако сложно назвать шуткой заголовок «Охота за нулевым пациентом» в авторитетном профильном издании The BMJ. Авторы колонки описывали попытки найти первые случаи заболевания COVID-19 в Италии и предположили, что, возможно, вирус был занесен в страну туристами из Уханя.
Эту терминологию обожают таблоиды (в частности, скандально известный британский Daily Mail): «Отчаянная охота на первого и неизвестного пока что нам носителя и распространителя коронавируса», «Борис Джонсон заражен Мишелем Барнье?» Не имея никаких доказательств, авторы без зазрения совести утверждали, что главный переговорщик ЕС по Брекзиту стал нулевым пациентом и заражение Джонсона было «местью за Брекзит».