Новому храму Вооруженных сил РФ, что достраивается в подмосковном парке «Патриот», пожалуй, уже обеспечены очереди посетителей – благодаря мозаикам с изображениями руководителей Российской Федерации. Именно к ним пойдут в первую очередь все, кто придет в этот храм, перед мозаиками соберется толпа, как перед Моной Лизой в Лувре: Путина и Шойгу найдут сразу, остальных с ходу опознают не все, будут разглядывать и угадывать. Это станет главным аттракционом храма – угадать всех изображенных, и кто-то более продвинутый, а может быть, и гид, с удовольствием покажет всех, а потом позовет к другой мозаике; пойдемте, чего покажу, тут еще Сталин есть, и партизаны.

Для храма подобные картины – решение совсем не тривиальное. И хотя представители РПЦ объясняют, что ничего такого здесь нет, что издревле в русских церквях изображали исторические сцены и исторических деятелей, это все-таки заметная натяжка: среди старых фресок кремлевских соборов, конечно, есть фигуры древнерусских князей, но изображены они в иконографической традиции и в качестве надгробных «портретов»; что касается исторических сцен, то они имели религиозную привязку – известный сюжет «битвы новгородцев с суздальцами», к примеру, означал не собственно битву, а чудо от иконы Знамение, и сцены с участием князя Владимира или Александра Невского тоже прославляли их религиозные деяния как святых. Здесь же перед нами – абсолютно светские, мирские сюжеты, несравнимые с сюжетами древних икон и фресок, с персонажами не символическими, а буквально портретными.

При Романовых, начиная с Петра, изображения государей в храмах быстро сходят почти на нет – из того, что на виду, на всеобщем обозрении, можно припомнить разве что барельеф на дверях Исаакиевского собора, где Петр I перевозит мощи все того же Александра Невского в Петербург. Однако и это лишь одна из картин жития благоверного князя, а не императора. Храм в парке «Патриот» – далеко не первый, построенный в честь военных побед, но даже в Казанском соборе, возведенном в честь побед над Наполеоном, никому не пришло в голову расписывать стены сценами вступления Александра I в Париж, например; хотя военные трофеи в соборе развешивали и Кутузова в нем захоронили, это все же немного другое. И в Петропавловском соборе, усыпальнице императоров, не увековечивали сцен из их жизни.