Книжная индустрия оказалась в числе главных жертв пандемии: книжные магазины закрываются, издательства сокращают расходы, типографии остаются без заказов. Государство включило отрасль в список наиболее пострадавших, но конкретные меры поддержки ещё не названы. Между тем, рост продаж онлайн практически не компенсирует закрытие магазинов, констатирует гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьёв в интервью Republic. Если государство не поможет отрасли сейчас, в ближайшем будущем налоги платить будет просто некому, убежден он.
– Какие потери понесли издательства и книжные магазины после начала самоизоляции?
– Начнем с магазинов. Многие книжные либо вообще закрылись, либо же их потери составляют от 80 до 100%. Те, кто смог перейти на интернет-торговлю, потеряли 70%, кто не смог – до 100%. В частности, у сети магазинов «Читай-город» большая часть выручки приходилась на продажи товаров через книжные магазины, соответственно, сейчас они несут серьезные убытки.
У издательств потери меньше, так как они сохранили продажи через интернет-каналы на Ozon и Wildberries. Их потери – в диапазоне от 50 до 70%. Например, наше издательство потеряло половину продаж.
– В начале апреля известные российские писатели направили обращение к правительству с просьбой поддержать книжную индустрию. Дало ли это обращение какой-то эффект?
– Я считаю, что да. Книжную торговлю включили в разряд отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса. Мы надеемся, что туда включат и издательства, потому что они тоже колоссально пострадали. И я считаю, что про свои потери действительно важно заявлять, так как книжная индустрия является системообразующей.
Отрасль издает около 450 млн книг ежегодно. Это 450 млн прочтений и существенная помощь в разных областях знаний – медицине, бизнесе, саморазвитии и так далее. Треть от этих 450 млн – детские книги. Представьте, что мы потеряем 150 млн человек, которые смогут прочитать детям какие-то произведения. Поэтому я считаю, что важно доносить свою значимость различными способами, чтобы потом не услышать в ответ: «А почему вы не говорили?» В этом случае спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
– Что дает включение отрасли в этот список? Можно ожидать отсрочки платежей и кредитов?
– Ситуация меняется каждый день, сейчас, насколько я знаю, предоставляют кредиты для малых и средних предприятий, отсрочку по уплате налогов и субсидии, привязанные к количеству сотрудников. При этом предъявляются очень жесткие требования.
– Сейчас книжные магазины закрыты, вы говорили про проблемы у «Читай-города». По вашим оценкам, какой процент из них не откроется после карантина?
– Однозначно можно говорить, что в крупных сетях будет сокращение магазинов. Я знаю, что сейчас это происходит в «Республике». Думаю, что часть региональных сетей, к сожалению, ждет такая судьба. Но вряд ли какие-то сети закроются полностью. Думаю, что предпосылок к этому мало.
– Получается, что в более уязвимом положении оказались независимые книжные, которые не входят в какие-либо сети?
– Я бы сказал, что более уязвимы те, кто не имеет магазинов в своей собственности, потому что арендные платежи – это серьезная нагрузка. А также те, кто работал на грани рентабельности. И третий фактор: те, кто не работал с онлайном, у кого не было своего интернет-магазина как канала продвижения. Эти три фактора обуславливают проблемы в настоящий момент.
– Если говорить об онлайне, то насколько выросли продажи электронных и аудиокниг за последние два месяца?
– Мы видим, что если раньше онлайн рос где-то на 30–40% в год, то сейчас его рост составляет 50–60% к прошлому году. То есть динамика улучшилась, но не сильно. И если раньше онлайн занимал 5% от бумажных продаж, то теперь будет занимать 7%. То есть такой рост никоим образом не компенсирует потери от закрытия книжных магазинов.
– Стали ли люди больше заказывать книги через интернет-магазины?
– Да, если говорить про интернет-торговлю, мы тоже видим рост. И серьезный. В основном через Ozon и Wildberries. Но, опять же, он не компенсирует потери от закрытия книжных.
– Есть ли статистика относительно того, какие книги больше читают на карантине: художественные или нон-фикшн?